Откуда берется лишний вес и как с ним бороться

Проблема лишнего веса имеет глубокие психологические и семейные корни и крепко связана с традициями пищевого поведения. К такому выводу пришли на заседании круглого стола «ТВ» эксперты:

– Ирина Ворожцова, заведующая кафедрой эндокринологии и диабетологии СибГМУ, доктор медицинских наук, профессор;

– Татьяна Саприна, ассистент кафедры эндокринологии и диабетологии СибГМУ, кандидат медицинских наук;

– Наталия Николаева, директор Центра женского здоровья, врач-эндокринолог, кандидат медицинских наук;

– Михаил Аксенов, ведущий научный сотрудник отделения пограничных состояний НИИПЗ, заведующий кафедрой психологии развития личности ТГПУ, доктор медицинских наук, профессор;

– Наталья Коротких, врач-диетолог областной клинической больницы.

 

Программа на всю жизнь!

Наталия Николаева:

– Люди частенько тешат себя иллюзией: «Сяду на диету – похудею к Новому году, ко дню рождения, к 8 Марта… А потом себе все разрешу». Но это принципиальная ошибка! На самом деле диета – это не какое-то временное ограничение, не разовая акция в борьбе с ожирением, а программа на всю оставшуюся жизнь.

К сожалению, от привычек и традиций никуда не уйдешь: еда у нас несет не только пищевую ценность, но и является главным стимулом! Ребенка поощряют сладким; гостей стараются накормить так, чтобы им было тяжело подняться из-за стола…

Ирина Ворожцова:

– Избыточная масса тела является следствием множества неблагоприятных факторов: социальных, психологических, физиологических. Если речь идет не о патологическом ожирении, то его конституциональные формы и синдром избыточной массы тела являются социальной проблемой, возможное решение которой немыслимо без психологичеcкой и социальной программ общества. Проблема избыточного веса касается всех слоев населения, что, возможно, связано с недостатком информирования или отсутствием желания постигать эту информацию даже среди образованных и успешных людей, быстро идущих вверх по карьерной лестнице. Когда нет навыка контролировать, что есть, как есть и сколько, а двигательный режим недостаточный, появляются лишние килограммы, а это фактор риска, который способствует появлению раннего атеросклероза, гипертонии, сахарного диабета.

 

Беременность проходит – килограммы остаются

Наталия Николаева:

– Еще хочу добавить о диете, вернее, ее отсутствии. В лечебное учреждение, где я работаю, обращается много беременных. Многие женщины, находясь в интересном положении, считают: раз все равно не влезу в любимую одежду, можно позволить себе все! И набирают за 9 месяцев по 18–20 килограммов! При этом искренне уверены: как только родят, лишние килограммы сами собой в одну минуту улетучатся. При этом забывают (или не знают?), что беременность является отправной точкой для набора веса. И чем старше женщина, тем тяжелее ей восстановить первоначальный вес. За родами следует кормление с неизбежными наставлениями бабушек: «Ешь побольше, пожирнее…» В конце концов, когда женщина открывает гардероб, она понимает, что опять ни во что не влезает. А это серьезный стресс, который хочется тут же заесть… И в результате через пару лет мы видим маму, которая сидит дома, плачет и бесконечно ест!

 

Худые и полные: кто дольше?

– А может быть, не надо худеть? Есть же довольно распространенное мнение, что полные люди живут дольше…

Наталия Николаева:

– Давно доказано: чем больше вес, тем выше артериальное давление. А от его скачков напрямую зависит частота инфарктов и инсультов. Значит, по логике, избыточная масса тела – постоянный источник риска опасных заболеваний. Чем выше вес, тем выше частота инфарктов и инсультов. К тому же статистика говорит о том, что полные люди живут все-таки меньше.

Михаил Аксенов:

– При этом достаточно трудно убедить взрослого человека отказаться от своих пищевых привычек. Возьмем, например, среднестатистического студента. Известно, что здоровое питание – это 4–5-разовый прием пищи в день с перерывами 2–3 часа. Минимум дважды еда должна быть горячей. Десантников не отправляют с базы дольше чем на 2–3 дня с сухим пайком. А наше студенчество сидит на фастфуде годами!

 

Все моложе и моложе…

– Но все-таки удается убедить людей изменить свои пищевые привычки? Какими методами?

Татьяна Саприна:

– Как детский эндокринолог, я прекрасно вижу, что начинать профилактику и лечение надо с детей и подростков, с их родителей. Тогда наша работа эффективна. Когда в семье растет ребенок, страдающий избыточным весом, это свидетельствует о том, что неправильно живет вся семья. Для мамы с папой время уже упущено, но подросток еще имеет шансы, изменяя свой образ жизни, изменить и свое будущее.

Десять лет назад мы проводили скрининговые исследования среди ребятишек от 10 до 17 лет и не выявили ни одного случая сахарного диабета, в основе которого лежало бы ожирение. Сейчас зафиксировано более десятка случаев детского и подросткового диабета, связанного с излишней массой тела. Самому маленькому пациенту, которому выставлен этот диагноз, 2 года.

Ирина Ворожцова:

– Хорошо реагируют на врачебные рекомендации те пациенты, у которых уже манифестировали серьезные заболевания: случился инфаркт, инсульт, начался сахарный диабет. Диссонанс между сравнительно молодым возрастом и старческими болезнями заставляет задуматься, изменить образ жизни и получить неплохой результат по снижению массы тела, что, в свою очередь, является фактором, сдерживающим прогрессирование сахарного диабета 2-го типа и заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Даже на обычном врачебном приеме порой удается алгоритмировать простые правила из 8–10 пунктов, которые человек способен усвоить за 10–15-минутную беседу. Этого иногда бывает достаточно, чтобы изменить неверные представления о пищевом и двигательном поведении. При наличии психологической поддержки и контроля со стороны врача возможно достижение достаточно стойкого результата по снижению массы тела. Порой элементарные знания по основам метаболизма человеческого организма помогают осознанно выстраивать систему мотивации похудения.

– Мы постоянно видим рекламу, подкрепленную колоссальными финансовыми затратами, направленную на продвижение пива, чипсов, сникерсов… Им противостоит только энтузиазм некоторых представителей медицинской общественности. Силы, согласитесь, неравные…

Наталия Николаева:

– Но учителю биологии из Минска удалось переломить эту тенденцию. В одной из школ был проведен наглядный эксперимент: лабораторных крыс кормили разнообразной пищей, а одно из экспериментальных животных – только фастфудом. В конце концов эта крыса облезла и умерла. А дети осознали, что они едят…

Ирина Ворожцова:

– Воспитывать людей в отношении основ правильного питания и движения важно с детства. Более того, воспитывать семьи должно целиком, в школе необходимо преподавать основы правильного образа жизни, чтобы ребенок хотя бы теоретически знал их, вступая во взрослую жизнь. А помогать в этом должны и органы власти, и врачи. В связи с высокой социальной значимостью этой проблемы требуется объединение усилий многих структур.

В настоящее время выделен так называемый метаболический синдром – симптомокомплекс, связанный с избыточной массой тела, артериальной гипертензией, нарушением обмена жиров и углеводов. Практически у половины населения России можно диагностировать метаболический синдром, треть страдает явными формами ожирения. Это стало уже мировой социальной проблемой. Ее осознание заставило правительства развитых стран вкладывать большие средства в дело борьбы с ожирением.

 

Зависимые клиенты

– Но вот человек решил-таки серьезно заняться своим здоровьем. Можно ли доверять фирмам, предлагающим томичам свои услуги по «эффективному снижению веса»?

Михаил Аксенов:

– В конце 1980-х – начале 1990-х годов возникло множество фирм, которые занимались снижением веса. В Томске самым известным предприятием был «Биоинтермед», сейчас эстафету принял «Борменталь». В нашем сравнительно небольшом городе работало 12 таких организаций. На каждом групповом занятии присутствовало 15–20 человек.

Когда с такими людьми начинали работать психотерапевты, выяснялось, что в основе проблем с избыточным весом лежат психологические проблемы. И самым простым способом успокоиться, прийти в себя оказалось съесть что-нибудь. У мужчин чаще вырабатывалась алкогольная зависимость, а у женщин – алиментарная аддикция, то есть хроническое переедание.

Но возникает закономерный вопрос: почему, если существует так много организаций, снижающих лишний вес, воз и ныне там? Почему люди полнеют, в том числе и клиенты этих фирм?

Потому что как не бывает бывших алкоголиков, так не бывает и бывших «переедателей». У специалиста, который занимается избавлением людей от лишнего веса, всегда велик соблазн поменять аддикцию к еде на аддикцию от собственной персоны. Поставить себя на место бога, от которого все зависит. И качать через эту зависимость деньги… Это западный психоаналитический подход – когда платят не за результат, а за процесс. Такова мечта всех правительственных органов – чтобы медицина сама на себя зарабатывала, сама себя обеспечивала. Но я уверен, что это морально-нравственный тупик, не способствующий «народосбережению».

– Некоторые пациенты связывают надежды на похудение и оздоровление с пищевыми добавками…

Наталия Николаева:

– С точки зрения медицины, назначать БАДы должны специалисты, полностью разбирающиеся в данном вопросе. Ведь есть же врачи-гомеопаты, врачи традиционной китайской медицины… Сегодня в Томске настоящих специалистов по пищевым добавкам я не знаю.

 

Чем питается стресс

Михаил Аксенов:

– В чем состоит проблема похудения? В вопросе воли. Вернее, в ее параличе. Мы все, какие могли, знания в пациента вложили, а он ничего делать не хочет. Два-три дня поделал – и все. Наша задача – разблокировать волю, создать побуждающий мотив. К сожалению, мы обучаемся только на негативном опыте: пальцы в розетку совать нельзя, лампочку голыми руками трогать нельзя, не влезай, убьет… Социум просто перепичкан негативной информацией! К чему это приводит? Человек думает: раз ничего нельзя изменить – поживу сегодня последний раз, как хочется, наемся-напьюсь в свое удовольствие, а завтра с утра…Знакомо?

– Как вы работаете с людьми, у которых в полной мере проявляется пищевая зависимость? Какова специфика методов?

– Сейчас я, как психотерапевт, который занимается алиментарной диагностикой, могу по выбору пищи определить степень стресса, который испытывает человек.

Первая купируется сладким. Вторая, более глубокая, – соленым. Третья – чем-то горьким и крепкими алкогольными напитками. И привыкание к этому неправильному питанию формируется очень быстро. Бороться, соответственно, надо начинать не с веса, а с причиной, породившей вредную привычку, то есть с неправильной реакцией на стресс.

Способов борьбы – море. Один из простейших – медитация. Приведу пример из собственной практики. Ко мне поступил мужчина с гипертонической болезнью, периодическим прободением язвы желудка, увеличением поджелудочной железы – в общем, весь букет был представлен. Я его спрашиваю: «В чем корень ваших проблем?» Он: «Я очень хороший подчиненный. И принимаю все удары судьбы от своего начальника. Он гипертоник. Кто-то ему присоветовал: если ты разрядишься на подчиненных, у тебя давление нормализуется. Он на меня и кричит. Ему действительно легче становится, а я не могу ни есть, ни пить нормально». «Почему, – спрашиваю, – вы тогда держитесь на этой работе?» «Я заядлый рыбак. И начальник меня отправляет в отпуск на Север, когда идет лов, без всяких вопросов. И я на две недели забываю все! Только поплавок…»

И я дал ему совет. Не перебивайте своего шефа, не поднимайте глаз. Разглядывайте ковер на полу. Но не просто разглядывайте, а мысленно – обстоятельно и с удовольствием –собирайтесь на рыбалку… Сколько он кричит? 20–30 минут? Это подходящее время для медитации…

А через месяц поступает ко мне новый больной: «Вы понимаете, подчиненный пошел совсем не тот…» – «А в чем дело?» – «Я его отчитываю на ковре, а он: «Что вы говорили? Я, извините, отвлекся…» Он, слышите, отвлекся, а у меня предынсультное состояние!..»

 

Молчи, жир, молчи!

Татьяна Саприна:

– Есть такой параметр – индекс массы тела. Если он превышает 40 кг на 1 квадратный метр поверхности тела, мы говорим о морбидном (болезненном) ожирении, когда человек сам себе уже не поможет. Необходима психотерапия…

Один из пациентов жаловался мне утром: «Татьяна Владимировна, я сегодня ночью со своим жиром разговаривал. Он кричит: «Есть хочу!» А я ему: «Вот помру, а ты-то куда тогда денешься? Молчи!»

 

Не навреди!

Правильное – не чрезмерное и сбалансированное питание – это, конечно, хорошо. Сегодня на рынке можно купить буквально все, чего душа пожелает. Но будьте осторожны, предупреждает врач-диетолог ОКБ Наталья Коротких:

– Даже наш, достаточно скромный больничный рацион бывает сложно обеспечить качественными продуктами. В настоящее время в масштабах государства отменена сертификация, остались только декларации на продукцию. Мы обязаны делать закупки по аукциону – на практике это означает: брать у того из поставщиков, кто предложит товар дешевле.

Вопрос о высоком качестве продуктов при этом отходит на второй план. (Потом пациенты стационара спрашивают: почему в больнице невкусно кормят? Повара отвечают: дайте нам исходные продукты нормальные, мы и приготовим по-другому…)

В этой связи показателен недавний случай: к нам в больницу привезли горбушу. Красная порода рыб должна быть как минимум розового цвета. А она белая, как минтай! Мы стали звонить поставщикам: что за рыба такая? Приготовили, попробовали – и даже вкуса не поняли. Поставщики обратились во Владивосток – мол, в Томске заказчики не хотят горбушу брать, возмущаются… Из Владивостока отвечают: все нормально, чем позднее выловлена рыба, тем она становится светлее. Но в нашем случае рыба заготавливалась в августе (что указано на упаковке) – самый лов! Благо, у нас работает сотрудница, которая выросла на море. Она и раскрыла обман: белеет нерестившаяся рыба, которая сама подходит к берегу, и ее собирают на корм животным!

И даже после этого недобросовестные поставщики пытались предъявить нам сертификат качества на эту горбушу, отсылали проводить экспертизу… Если уж серьезному медучреждению готовы продать некачественный продукт, что говорить об обычных покупателях? Я считаю, Роспотребнадзор должен усилить контроль за тем, что появляется на томских прилавках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × четыре =