Черный лебедь
Режиссер Даррен Аронофски.
В ролях: Натали Портман, Венсан Кассель, Вайнона Райдер, Мила Кунис.
После того как прима театра уходит на заслуженный отдых, труппа вынуждена искать новую балерину на главную роль в «Лебедином озере». Одна из основных претенденток – отличница Нина. У нее достаточно мастерства, чтобы станцевать Белого Лебедя, но не хватает страсти, чтобы исполнить Черного. Чтобы получить роль, балерина должна найти в себе «темную» сторону.
В кинотеатрах города – до 23 февраля.
- – Пять номинаций на премию «Оскар–2011».
- – Премия «Золотой глобус–2011» в номинации «Лучшая драматическая женская роль».
- – Награда британской киноакадемии BAFTA–2011 в номинации «Лучшая женская роль».
Мнения
Ада Бернатоните, киновед, руководитель киноклуба «Латерна магика»:
– Двойственное впечатление от фильма. Даррена Аронофски отличает то, что у него получается делать картины, которые нравятся и массовому, и элитарному зрителю. «Черный лебедь» не исключение. Вопрос в том – хорошо ли это? На интересах элитарной публики режиссер сыграл, сделав фильм о балете, ведь поклонников этого искусства немного. Но в то же время он использует «Лебединое озеро» как известный штамп, на котором легче всего сработать для любого зрителя. Однако избитую тему – соотношения добра и зла – Аронофски подает совершенно нестандартно. Режиссер в очередной раз ставит вопрос: оправдывает ли цель средства? Но в «Черном лебеде» сама эстетика соотношения добра и зла оставляет двусмысленное ощущение. Как будто героиня – балерина Нина – должна освободиться от Белого лебедя внутри себя и стать Черным не только ради роли, но и чтобы раскрепоститься и стать самой собой. Однако что на экране реально, а что всего лишь иллюзии героини, так и остается непонятным.
Ольга Райх, актриса ТЮЗа:
– Картина не произвела особого впечатления. Фильм, конечно, очень красивый, но немного скучный: история понятна и не оставляет после просмотра вопросов. Намешано сразу несколько жанров: и драма, и триллер, и ужасы, что, как мне показалось, тоже неоправданно. Единственная, кто удивил, так это Натали Портман. На мой взгляд, как актриса, в «Черном лебеде» она выходит за рамки голливудских стандартов, играет уже на другом уровне. В своих внутренних поисках добра и зла ее героиня Нина во многих моментах действительно убедительна. Вообще же, тема, которую поднимает режиссер, – чего стоит актеру его искусство, – очень интересна. Порой действительно бывают сложные роли, ради которых приходится что-то в себе преодолевать. Но чтобы справиться с этим, артист должен установить для себя четкую грань между сценой и реальной жизнью. Нужно всегда отдавать себе отчет, кто ты на самом деле. Именно этого не получилось у героини Портман…
Андрей Самусев, киновед, руководитель киноклуба «Аэлитное» кино»:
– «Черный лебедь» наделал шума и уже собрал несколько престижных призов. И, наверное, заслуженно. Картина – действительно добротно сделанный психологический триллер. Аронофски поднимает вечную тему темного и светлого начала в человеке. И как свойственно всем его фильмам, делает это изощренно красиво. На мой взгляд, удачный режиссерский прием – соединить на экране реальный мир и фантастический в поле условного искусства – балета. Отдельных слов заслуживает игра Натали Портман. «Черный лебедь» можно назвать почти бенефисом актрисы – настолько она проникновенна в роли Нины. Ее главной задачей было передать внутренние перемены своей героини, перевоплощение белого лебедя в черного. И ей это удалось сполна. Думаю, по крайней мере двух «Оскаров» картина заслуживает точно – за женскую роль и режиссуру.