Трудовой подвиг заводского качества

Главный метролог ТЭТЗ Станислав Плис не построил военной карьеры, но отдал долг Родине преданной работой на стратегическом производстве

Верность своему делу, трудолюбие, отзывчивость – качества, присущие настоящему мужчине, – как нельзя лучше характеризуют Станислава Плиса. Главный метролог Томского электротехнического завода (ТЭТЗ) предан производству вот уже 40 лет. Вместе с заводом пережил и взлеты, и падения. За время работы менялись его должности, обязанности, прежним же всегда оставалось одно – желание служить на благо любимого дела.

 

Духовный заряд

Воспитание – офицера, душа – музыканта. Как оказался на заводе, Станислав Плис сам до сих пор удивляется. Будучи сыном военного, с детства мечтал пойти по стопам отца. Когда ему исполнилось 11, поехал в Воронеж поступать в Суворовское училище. Но там Плису-младшему не хватило мест. Тогда отец предложил пойти учиться в воронежское военно-музыкальное.

– Он мне тогда сказал: «Музыкантом хочешь быть?» – а я, даже не раздумывая, ответил: «Хочу!», – вспоминает ветеран труда Станислав Плис. – Как и все военные офицеры, отец часто переезжал с места на место, потому и решил, что мне будет лучше не скитаться по разным школам, а получить нормальное образование.

При приеме в училище он сходу определил «нужные» ноты. А на просьбу спеть затянул единственное, что знал: «По доли-и-инам и по взго-о-орьям…». В итоге его зачислили. Профильным инструментом Плису выбрали валторну.

– У нас были и общеобразовательные предметы, и предметы чисто музыкального профиля, и, кончено, военная дисциплина. Занимались по восемь часов в день, – рассказывает Станислав Иванович. – Учили и манерам, и вальсы с дамами кружить… Тогда в училище я получил духовный заряд на всю жизнь.

 

Начало трудовой биографии

Но карьера музыканта у Плиса не сложилась. Вернее, сложилась лишь через поколение: дочь Станислава Ивановича – профессиональная пианистка. Естественно, не без папиного участия.

– Ей поначалу в музыкальной школе не нравилось, не удавалось запомнить, где какие ноты, – говорит Станислав Плис. – Но я ей объяснил, что настоящий музыкант играет душой, а пальцы лишь за ней повторяют. То же самое и с любой другой работой. За свое дело всегда нужно болеть душой…

После окончания музучилища отец забрал 16-летнего Станислава в Томск. Не оставляя попыток посвятить себя служению Отечеству, юный выпускник-музыкант решил отложить валторну и пойти учиться на ракетчика (в 1970-е – самое престижное направление военной службы). Но и тут не повезло: при поступлении в минское училище завалил математику. Тогда отец помог устроиться токарем на ГПЗ-5 – на время.

– Встал к станку, и мне понравилось работать. Не то чтобы именно токарем, а просто – работать. Ну и зарабатывать, кончено же, – улыбается Станислав Иванович. – В свои 16 я получал 180 рублей – большие тогда для меня деньги. С тех пор и началась моя трудовая биография.

 

Гордость за производство

У Станислава Ивановича 51 год трудового стажа. Не прекращал трудиться он и во время учебы в школе рабочей молодежи, и в институте (окончил ТИРЭТ, ныне ТУСУР). На Томский электротехнический завод попал по распределению инженером-настройщиком.

Поначалу Плис жалел, что не сложилась военная карьера, не подозревая, что именно на томском заводе ему и предстоит послужить Отечеству.

Спустя всего три года работы Станислава Ивановича повысили. Сначала до начальника техбюро, затем перевели в отдел технического контроля… ТЭТЗ тогда переживал свой расцвет. Завод работал над большим госзаказом, за выполнение которого в 1976 году получил второй орден Трудового Красного Знамени.

– Мы выпускали сверхмощные агрегаты – вторичные источники питания для стратегических ракет. Благодаря нашей продукции удалось сократить время пуска ракет с 2 часов до 30 секунд, – делится секретными в 1970-е сведениями Станислав Плис. – За четыре года наш завод помог переоснастить все стратегические ракеты в СССР. Тогда я впервые почувствовал гордость, что работаю на этом заводе.

ТЭТЗ в то время считался секретным объектом, имел статус завода оборонного значения. В названии упоминался лишь номер почтового ящика – ПЯ-690. По иронии судьбы за время работы на ТЭТЗ Станиславу Ивановичу в рамках командировок пришлось объездить множество военных частей по всему Союзу.

 

Все поменялось местами

– Я насмотрелся, как складываются жизни военных. И благодарен судьбе, что у меня все случилось так, как случилось, – признается теперь Станислав Плис. – Оружие в руках, конечно, не держал, но с ружьем на плече обошел все наши леса. Я больше 20 лет серьезно увлекался охотой.

Сейчас Станислав Иванович больше предпочитает рыбалку. Но спокойно сидеть со спиннингом у воды – не в его характере. Рыбачить ездит только туда, где действительно есть что ловить. Так же и в работе. На одном месте Плису никогда не сиделось. За 40 лет на заводе он освоил, наверное, все, какие есть, производственные процессы. Начинал в выпускном цехе, последние же 12 лет проработал в метрологии.

– Все поменялось местами, – улыбается Станислав Иванович. – Сейчас слежу за исправным функционированием тех приборов, с которыми сам же работал, когда только пришел на завод.

 

От трудностей – к процветанию

Станислав Плис сегодня – один из тех, кто помнит, каким был Томский электротехнический, когда здесь работало 5,5 тыс. человек. Большинство работников ушли, когда завод переживал тяжелые времена: с 2004 по 2008 год предприятие проходило процедуру банкротства, почти два года люди не получали зарплату. Однако Станислав Иванович остался.

– Без денег не сидел, калымил на стороне. Семью ведь кормить нужно было, – замечает Станислав Плис. – А с завода не ушел, потому что верил, что он все равно выживет. Мы же были монополистами в своей области в Советском Союзе, никто больше подобную продукцию не выпускал. Без наших электродвигателей и преобразователей ни один танк не поедет, ни один корабль не поплывет.

Последние два года ТЭТЗ переживает очередной подъем – осваивает новые направления производства, в цехах началось обновление оборудования.

– Сейчас выпускаем, по сути, все то же, что и раньше, только в меньших объемах, – объясняет Станислав Плис. – Заказы у завода есть. Зарплату теперь платят вовремя. Есть перспективы развития. А значит, я не ошибся ни в том, что пришел сюда работать, ни в том, что остаюсь здесь по сей день.

  

На Томском электротехническом заводе Станислав Плис работает 40 лет, за это время освоил, наверное, все, какие есть, производственные процессы

Сегодня Станислав Плис занимает должность главного метролога ТЭТЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + девятнадцать =