Частный формат

За устройство негосударственных детских садов берутся только подвижницы

Огромные очереди в дошкольные образовательные учреждения открыли нишу для развития бизнеса в этой сфере. Безусловным преимуществом подобных услуг является высокий спрос, значительно превышающий предложение. Этим, пожалуй, список плюсов ограничивается. Остальное – сплошная головная боль.

 

«Паровозики»

Дверь с кнопкой домофона ведет в просторное помещение краснокирпичного жилого дома на улице Мусы Джалиля. Зал с массой игрушек, спальня, закуток с детскими шкафчиками для одежды, ванная комната с горшочками на полу и полотенцами на стене. На каждом атрибуте надпись: «Василина», «Рома», «Дима»… Все строго персонально. С одной стороны, это прививает малышам гигиенические навыки, с другой – побуждает сопоставлять свое имя с его графическим изображением, запоминать буквы и складывать их в слова. В методике Монтессори это называется интуитивным чтением. Каждый игровой предмет здесь тоже содержит развивающий смысл: открывающиеся баночки, болтики, к которым нужно подобрать подходящие гаечки. Нехитрые приспособления оттачивают мелкую моторику, расширяют познания о мире.

Все 100 кв. м пространства занимает частный детский сад «Паровозики». Вернее, не сад, а центр присмотра за детьми. По сути – одно и то же. Но это не совсем так.

 

Между Сциллой и Харибдой

Директор центра «Паровозики» Лариса Межакова и директор некоммерческого партнерства «Творческая группа «Солнечный экспресс» Анастасия Сурначева – люди в сфере дополнительного образования опытные, работали в ДТДЮ, все рифы создания детских учреждений прекрасно знают. Самое сложное, по их словам, – суметь встроиться в нормативно-правовое поле: там все как будто не для людей прописано. Проще было бы уйти в подполье, но женщин такой вариант не устраивал, и с помощью юристов они нашли законный вариант претворения своей идеи. Оформили заведение не как частный детский сад и не как семейную группу, а как центр присмотра за детьми. Можно сказать, зашифровались. Какая разница? Большая. Статус первых предполагает наличие лицензии на образовательную деятельность. Получить ее сложно. А центр формально вроде бы и не образовательное учреждение, хотя присмотр за детьми логично включает в себя и обучение, и воспитание.

 

Подводные камни

Сегодня, когда «Паровозики» относительно твердо встали на ноги (масса желающих устроить сюда своих детей, но больше 12 ребятишек не принимают, развивающие и закаляющие занятия, йога и т. д.), Лариса Межакова и Анастасия Сурначева могут делиться опытом с теми, кто хотел бы попробовать себя на ниве оказания подобных услуг.

– Идти в этот бизнес ради больших денег бессмысленно, – утверждают женщины. – Ответственность и хлопоты несоизмеримо выше, чем возможные доходы. Наоборот, надо иметь хотя бы небольшой первоначальный капитал. Мы, например, вложили несколько сотен тысяч рублей. Но у нас за плечами была команда НКП «Творческая группа…», которая в каникулы устраивала для школьников тематические лагеря и кое-какие средства благодаря этому накопила. Были у нас и инвентарь, и оборудование, и настольные игры. То есть особо тратиться на обустройство не пришлось. Второе: очень трудно найти помещение. Там ведь масса условий: обязательно первый этаж, изолированный вход, запасной выход, отдельная большая кухня, отдельный туалет для взрослых, изолятор, площадка для прогулок… Вроде бы ничего искусственно придуманного, но попробуй в Томске найти такое помещение! Мы искали полгода. Нашли вот это. Нам повезло: собственником оказалось юридическое лицо, с ним было легче заключить договор аренды. И еще одна очень серьезная проблема – кадры. Выпускники педагогических вузов и колледжей не хотят работать с дошкольниками. Ни в государственных (низкая зарплата), ни в частных (слишком большая ответственность) структурах. К тому же и там и там работа неперспективна. Значит, надо готовить кадры самим. У нас часть ребят подобралась через тематические лагеря. Сейчас в центре четыре воспитателя, включая молодого человека – студента ТГУ. Бывают форс-мажорные обстоятельства, когда один на сессии, другой – на больничном. Поэтому нужно всегда быть готовым к взаимозамене.

Организация негосударственного садика, резюмируют Лариса и Анастасия, – дело нервное, и, прежде чем браться за него, следует хорошо подумать, готовы ли вы набивать шишки, преодолевать барьеры. Но если любовь к детям перевешивает боязнь трудностей, тогда – в добрый путь!

 

Для открытия частного дошкольного учреждения в США достаточно представить две справки. В России бюрократическая система гораздо сложнее. Например, для лицензирования образовательной деятельности нужно предъявить в департамент образования устав организации, справку из налоговой инспекции, договор на аренду помещения (или свидетельство о собственности), заключения СЭС и пожарных, образовательную программу, подтвержденную наличием материально-технической базы, учебно-методической литературы, сведения о составе педагогического коллектива, численности детей и так далее.

 

В Томске действуют:

– 86 муниципальных детских садов,

– 20 частных, включая центры дневного пребывания детей,

– 43 домашние семейные группы.

Очередь на места в дошкольные учреждения в Томске составляет около 12 тыс. ребятишек.

 

В Томске новые детские сады не строились 20 лет. Первая новостройка была сдана в 2010 году: ТДСК построил детский сад на 374 места в микрорайоне «Подсолнухи».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + 1 =