Кружки на воде

Почему лишь 2,8% от вовлеченных во внеурочную деятельность ребят занимаются по научно-техническим направлениям

 

В чем причина низкой популярности в России инженерных профессий? Почему выпускники не выбирают физику при сдаче ЕГЭ? Объяснений множество. Но, пожалуй, главное из них – редкий учитель в рамках школьной программы способен увлечь ребят сложными прикладными науками: физикой, химией… Многие ли из учеников разглядят за скучными строчками учебника поэзию полета, почувствуют драйв изобретателя?

Возьми любого состоявшегося инженера старой закалки. Спроси, что привело его в технической вуз. И он наверняка с упоением расскажет о первом разобранном радиоприемнике или модели самолета, собранной в секции авиационного моделизма. Если задача школьного урока – предложить теоретические основы фундаментальных наук, то научно-техническое объединение – это обучение с увлечением: вот поплыл корабль, полетел самолет…

Но реалии таковы: с кружковской работой тоже дела не ахти. В Томске лишь 2,8% от вовлеченных во внеурочную деятельность ребят занимаются в кружках научно-технической направленности.

– Мы бы рады увеличить количество таких кружков, – говорит Ольга Гриднева, начальник отдела по дополнительному образованию детей городского департамента образования, – но все упирается в материально-техническую базу и недостаток кадров…

 

В авиамодельном кружке во Дворце творчества детей и молодежи кипит работа. Здесь плотничает младшая группа мальчишек. Пацаны с увлечением создают свои первые авиационные модели

С песнями и плясками

– Наиболее массовым уже в течение многих лет в Томске остается художественно-эстетическое направление кружковской деятельности, – отмечает начальник отдела по дополнительному образованию детей городского департамента образования Ольга Гриднева.

Так, в минувшем году пели, плясали, рисовали и занимались декоративным творчеством почти 24 тыс. томских ребятишек. На втором месте – социально-педагогическое направление, на третьем – физкультурно-спортивное. И лишь 2,8% от вовлеченных во внеурочную деятельность ребят (1 776 человек) занимаются в кружках научно-технической направленности. И вовсе не потому, что другим детям это неинтересно.

– Мы бы рады увеличить количество таких кружков, – говорит Гриднева. – Но все упирается в материально-техническую базу и недостаток кадров. Выпускники инженерных вузов не согласны работать за заработную плату педагога дополнительного образования.

Куда летают самолеты?

В авиамодельном кружке во Дворце творчества детей и молодежи кипит работа. Здесь плотничает младшая группа мальчишек. Пацаны с увлечением создают свои первые авиационные модели. За процессом зорко следит Николай Егоров – ветеран томского авиамоделизма с педагогическим стажем 32 года. Своим ученикам он уже давно потерял счет. Лишь замечает с гордостью: «Я подготовил пять чемпионов России».

– Ребятишки в кружке самостоятельно проходят весь путь от чертежа до изготовления готовой модели, – объясняет Егоров. – А заканчивается все испытанием: модель должна полететь.

Такая самоделка, конечно, не сравнится с радиоуправляемыми самолетами-вертолетами фабричного производства. В ней дорого другое….

– В кружке занимаются те, кто хочет чему-то научиться сам. Я беседовал с ребятами – почти у всех есть свои радиоуправляемые модели, а значит, есть и интерес к техническому делу, – говорит Николай Борисович. – Ребята, которые занимаются в кружке, получают навыки исследовательской работы, которые потом здорово пригодятся им в вузе.

Егоров помнит времена, когда под крылом станции юных техников в городе работало 23 кружка авиамоделизма. Нынче функционируют всего три. Да и то благодаря энтузиазму педагогов и оборудованию, оставшемуся с советских времен. Скудного бюджетного финансирования не то что на покупку новых станков – на обеспечение ребятишек деталями недостаточно. Но советской закваски хватит не надолго…

– Когда-то у нас во дворце был один из лучших в России судомодельный кружок, – вспоминает Егоров. – Там работал Борис Иванович Коровин. Человек имел руки, колоссальный опыт. Но из-за мизерной зарплаты ушел на производство. Преподавателя на его место найти не смогли. В результате три года кабинет пустовал. А ведь он был специально оборудован – там даже ванна была для испытаний кораблей… Теперь в помещении занимаются хореографией. Восстановить утраченное нереально. Корабли – старые, разбитые – лежат в подсобке…

– И я уйду, – кипятится Егоров. – Разве можно жить на зарплату 4,5 тыс. рублей с копейками, да еще и самостоятельно обеспечивать ребят деталями?

Научно-технический голод

Недостаток кружков научно-технической направленности отмечают в томских вузах: не каждый первокурсник может паять, держать в руках отвертку. А зачем мастерить, изобретать? Ведь все можно купить в магазине! Засыпает инженерная мысль…

Противодействием плачевному положению дел при технических кафедрах томских университетов постепенно появляются кружки педагогов-сподвижников. Так, например, Анатолий Попков, доцент, начальник отдела образовательных программ компании «Элекард», обучает ребятню программированию робототехнических устройств при факультете информатики ТГУ. В покупке восьми комплектов роботов-конструкторов помог университет. Образование в кружке платное. Обучение одного ребенка обходится в 6 тыс. рублей за восемь месяцев. Под руководством Попкова здесь занимаются две группы ребятишек – ученики начальных и средних классов, в общей сложности 15 человек.

– Просто за державу стало обидно, – объясняет Анатолий Иванович причину появления кружка. – Чемпионаты по робототехнике проходят в Таиланде, Китае, ОАЭ. А Россия на этом фоне выглядит крайне бледно.

Но не только место в международных рейтингах беспокоит Попкова:

– Я давно преподаю школьникам основы программирования, и мне просто горько от того, скольких ребят вовремя не заинтересовали и не научили. Кружки технической направленности должны быть в каждой школе. Необходимо с младших классов увлекать ребят электроникой, математикой. Ведь сегодня прорываются единицы, а для развития инженерного образования нам нужны сотни…

Восстановить систему

Понятно, что вузы не могут взять на себя функцию массового вовлечения школьников в научно-техническую деятельность – не их это задача. Специалисты осторожно высказывают надежду, что ситуацию могут изменить новые образовательные стандарты – для младшей школы они вступают в силу уже в сентябре. По требованиям стандарта 10 часов в неделю должно быть отведено на дополнительные занятия. Наполнение дополнительного времени родители смогут выбрать самостоятельно. Вопрос в том, смогут ли школы развить научно-техническое направление?

Очевидно одно: советская система научно-технических кружков восстановлению не подлежит – момент упущен. Нужна новая. Иначе все разговоры о поднятии престижа инженерного образования и развитии инновационного изобретательства так и останутся разговорами.

 

 

29 марта в Мариинской гимназии пройдут первые областные соревнования по робототехнике. Участники – воспитанники кружков при вузах, Светленского Губернаторского и Академического лицеев – там с недавних пор дети тоже управляют роботами.

Карта кружков спортивной и научно-технической направленности

Дворец творчества детей и молодежи

– Объединение авиационно-спортивного моделизма: 3 группы, 37 детей, 1 педагог

– Радиоэлектроника: 3 группы, 38 детей, 1 педагог

– Техническое творчество (столярное дело): 2 группы, 12 детей, 1 педагог

ДДТ «У Белого озера», клуб «Фрегат

– Объединение «Штурвал»: 2 группы, 20 детей, 1 педагог

– «Конструктор»: 1 группа, 8 детей, 1 педагог

ДЮЦ «Синяя птица»

– Деревообработка: 1 группа, 20 детей, 1 педагог

– Металлообработка: 1 группа, 20 детей, 1 педагог

– «Юный изобретатель»: 1 группа, 26 детей, 1 педагог

– «Мир архитектуры»: 7 групп, 110 детей, 1 педагог

ДДТ «Искорка»

– Авиамодельный кружок: 5 групп, 70 детей, 2 педагога

ЦДТ «Луч»

– Авиамоделирование: 4 группы, 48 детей, 1 педагог

ТУСУР

– Клуб «NXT» при лаборатории робототехники института инноватики ТУСУРа: 1 группа, 10 человек, 2 педагога

ТГУ

– Центр программирования робототехнических устройств при факультете информатики ТГУ: 2 группы, 15 человек, 1 педагог

Примечания:

– кружки робототехники существуют также в Академическом и Светленском лицеях;

– данные по кружкам, входящим в систему дополнительного образования, предоставлены департаментом образования администрации Томска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 1 =