Перетягивание долгов

Жильцы дома по ул. Елизаровых, 21, пытаются доказать, что не они должны деньги бывшей управляющей компании, а она им

 

По Жилищному кодексу собственники сами должны управлять своим жильем и решать свои проблемы. После перехода в новую УК жильцы дома по ул. Елизаровых, 21, попытались получить от старой свои деньги, оставшиеся на ее счетах. Но оказалось, что это они должны вернуть управляющей компании круглую сумму.

Под управление УК «Источной» дом по ул. Елизаровых, 21, перешел в апреле 2010-го. По словам секретаря домового комитета Зинаиды Сперанской, прежняя компания «Жилремсервис-1» осталась должна 104,9 тыс. рублей. На собрании собственников было решено: средства нужно перечислить новой УК. В ответ многие жильцы получили исковые заявления о взыскании задолженности.

– Мы обязаны были заплатить в десятидневный срок, иначе будет суд и обязательно будет начислена пеня за каждый день просрочки оплаты. Было затребовано и возмещение всех сопутствующих судебных расходов. У нас в доме в основном пенсионеры, некоторые испугались и заплатили, – сетуют жильцы.

 

Откуда долг?

– Еще в 2009 году мы просили заменить системы горячего и холодного водоснабжения, – вспоминают жильцы. – Было решение собрания. Но потом получили из УК смету с огромными цифрами и передумали. Проголосовали и отказались. Но компания стала начислять платежи на этот ремонт и теперь требует их с нас как долг.

– Хотя ремонт не делали, – замечает председатель домкома Надежда Сизова.

– В ноябре отправила письмо в «Жилремсервис-1»: «Прошу обозначить, за какой период и за какие услуги конкретно мне предъявлена задолженность… Напоминаю, что в 2010 году УК не производила текущий ремонт в доме», – рассказывает Зинаида Сперанская. – Отвечают: «В настоящее время между ООО «УК «Жилремсервис-1» и вами нет договора управления… Организация, не имеющая заключенного с гражданином договора управления… не подпадает под требования Стандарта раскрытия информации».

Не раскрывают эту информацию и другим собственникам:

– Я спрашивала в компании: «За какие работы вы хотите получить деньги?» – ответили: «За выполненные», – рассказывает жительница дома Александра Гавина.

– Мне говорили: «А как вы докажете, что мы вам ремонт не проводили?», – вспоминает Сперанская. – Я сказала: «Это вам придется доказывать, что вы сделали, и главное, что мы их приняли». Со мной вообще говорить перестали… Я сомневаюсь, что они действительно пойдут в суд: там придется представить какие-то бумаги. Пока мы получили заявления в мировой суд – без даты. Но и мы подать в суд не можем: все документы, которые нам давали в УК, недооформлены: то нет даты, то подписи, то печати. На отчете нет даже названия компании, только подпись экономиста. Получить информацию сложно: компания официально выбранный домовой комитет игнорирует, называет «инициативной группой».

 

А секретарем – покойник

Вопросы у жителей к компании возникли с самого начала. ООО «УК «Жилремсервис-1» стала управлять домом на основании протокола общего собрания собственников. По бумагам все как положено: собрались 33 человека и проголосовали «за» – в общей сложности 51,63% голосов. Утвердили тарифы «согласно тарифному меню ООО «УК «Жилремсервис-1» – именно по ним потом начисляли жильцам платежи. Но…

– Я обошла людей: 16 человек сказали, что не подписывали тот протокол, – рассказывает Зинаида Сперанская. – Председатель собрания вообще не живет в Томске, она давно в другом регионе. А секретарем значится (и проголосовал, и расписался!) человек, умерший за три года до этого. В подписях есть и вторая покойница…

 

Кто проверит?

Странности, по утверждению жителей, творятся и с другими документами.

– Отчеты пишут разные, нам дали один, мы просмотрели: «Таких работ не было». Через две недели дали другой, – вспоминает Надежда Сизова. – Все годы были проблемы с этой УК. Расценки на работы предлагали дикие: ремонт подъезда за 115 тыс. рублей! Мы обошли другие компании, такой же ремонт нам предложили за 30 тыс. Тариф на содержание жилья был больше, чем в соседних домах, и УК всегда не хватало: деньги по статье «текущий ремонт» уплывали на содержание. Некоторые работы мы, похоже, оплачивали дважды: в перечень сезонно-восстановительных работ компания включала заявочный ремонт, за который платят владельцы квартир. Мы не смогли даже проверить, сколько стоит каждая заявка: в УК дали перечень без цен. Сказали: «Вам не все равно?»

– Гидравлические испытания у нас два года проводили по два раза: первый – как обычно, с теплотехником ТГК-11, и следом по отчетам опрессовку делала фирма «Форум М», – дополняет Сперанская. – В 2007 году «Форуму М» заплатили 30 тыс. рублей, в 2008-м – 60 тыс. УК хотела и на третий год повторно «опрессовать» нашу систему, уже за 70 тыс., но мы подняли бучу. Искала «Форум М»: зарегистрирована в квартире деревянного дома, где о ней не знают… Когда мы стали скандалить, УК ушла. Но сообщение об этом пришло за два дня, а не за месяц, как положено. Пришлось экстренно искать хоть аварийную службу.

 

«Скандальный дом»

– Я не могу передать деньги компании «Источная» – я не должен «Источной» ни рубля. И дому я не должен, только собственникам, – возмущен директор УК «Жилремсервис-1» Тимур Урманчеев. – Если у меня есть какие-то долги, предлагаю каждому жителю подойти с заявлением. Мои двери открыты в любое время. У меня есть юрист, бухгалтерия: мы все рассчитали. Если надо, я готов отдать деньги. Приходите, получайте. Никто же не идет. Мы через Сперанскую людей об этом уведомляли. Мне скрывать нечего: какие структуры только ни разбирались, проведено столько проверок, все специалисты посмотрели. Если бы был хоть малейший состав, уже давно возбудили бы дела.

– Я их год не обслуживаю, и дай бог никогда не слышать. Допекли они меня, – продолжает Урманчеев. – Мы выбили для них капремонт крыши, отопление делали, дворы убирали, заявки выполняли. Но там благодарности никогда не услышишь. Единственный случай, когда я сам отказался от дома. Они и из этого сделали скандал…

Жители в свою очередь показывают письмо из УК – ответ на свой запрос: «Что касается долга УК «Жилремсервис-1» перед вашей квартирой, то его не существует».

 

Как разобраться?

– За что мы деньги должны дарить? У нас в основном небогатые жители. На оставшиеся на счетах УК средства мы хоть полтора подъезда отремонтируем, – настаивают на возвращении денег члены домкома. – Обращались за помощью во множество инстанций – получили отписки. Из администрации Кировского района пришел ответ за подписью заместителя главы Николая Смольникова, сообщили, что УК не предоставила им утвержденный собственниками перечень работ и протокол собрания, где принимали решение о размере платы за содержание жилья, текущий и капитальный ремонт, а из перечня сезонно-восстановительных работ непонятно, на какую сумму они выполнены. Поэтому пишут, что, если мы не подписывали акты выполненных работ, мы вправе не принимать эти работы к оплате. А кто нас спрашивает? Присылают платежки и ничего добиться не можем. Писали в прокуратуру, Жилищную инспекцию, областную администрацию, губернатору… Все по кругу. Письмо областному прокурору спустилось к районному – вновь отписка.

 

В поисках помощи

Как все-таки выяснить, кто кому и сколько должен? В доме есть муниципальные квартиры: возможно, поможет район?

– У жителей в квитанциях написано, должны они или не должны, – неожиданно замечает начальник жилищно-коммунального отдела администрации Кировского района Людмила Бабинович. – Вы просто не в курсе. Поговорите с Тимуром Рафаэльевичем Урманчеевым…

– У нас не один такой дом, три или четыре… Ничем не поможем: у муниципалитета здесь денежных интересов нет, – объясняет глава юридического отдела администрации Алла Васильева. – Долги предъявляют только за капремонт, в муниципальных квартирах граждане за капремонт не платят. Когда он начинается, тогда город вносит свою долю. И действительно каждый житель должен сам работать по своему лицевому счету: начисления идут индивидуально на каждого гражданина. Решение общего собрания не поможет: в крайнем случае, можно выбрать уполномоченное лицо и дать ему нотариально заверенные доверенности от собственников, принести в УК свои расчеты. Если информацию не дают, то только в мировой суд.

Мысли по поводу

Наталья Завьялова, корреспондент

Мертвые души

Ситуация типична для Томска. Традиционно власти ссылаются на инертность населения: мол, если бы требовали от УК отчеты, проверяли работу компании, то жили бы замечательно. Жители дома по ул. Елизаровых, 21, попробовали. Результат – нулевой. И не из-за инертности собственников, а скорее из-за полного бездействия власти. Всем по большому счету плевать на проблемы людей: районной администрации, прокуратуре, инспекциям… Никого не смущает, например, что мертвый человек вел протокол собрания, а потом на основании этого протокола с людей собирали деньги. Собирали, значит, абсолютно законно, говорит власть. УК не дает нормальный отчет с печатями и подписями? Проблемы жителей. Пусть добывают как хотят. Даже районной администрации не дает документы? Судя по реакции, администрации это и не надо…

Кажется, не только в протоколе значатся мертвые души, они везде: вроде бы у нас такая армия чиновников, а обратись – помочь некому. Никто людям ничего не должен.

 

Секретарь домового комитета Зинаида Сперанская показывает подъезд, который якобы отремонтировали

 

ФОТО: МАКСИМ КУЗЬМИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − двенадцать =