С мамой или без нее

С кем детям жить хорошо?

15 марта около 19.00 в холл областного дома ребенка подкинули девочку. Камеры видеонаблюдения, расположенные в офисе напротив, зафиксировали, как мужчина и молодая женщина несут сверток. После того как мужчина осмотрелся, женщина вошла в здание…

 

Подкидыш в одеяле

– Я вела занятия в своем кабинете, – рассказывает логопед Татьяна Батранина, – вдруг слышу: «Девочки, не видели, кто оставил ребенка?» Вышла и увидела на диванчике завернутого в одеяло младенца. Наши сотрудницы развернули, а там крохотная девочка, чистенькая, розовая, как куколка. Я недавно работаю в доме ребенка, поэтому для меня такой случай – дикость.

– Спасибо, что на помойку не выкинула, а сюда принесла, – вступает в разговор воспитатель Наталья Хрящева. – У нас, по крайней мере, девочка не пропадет. Будет накормлена, одета, а потом, может, семья какая-нибудь ее заберет.

Наталья Васильевна знает, о чем говорит: за 30 лет работы в доме ребенка насмотрелась всякого.

– Были у нас давно два брата-подкидыша, кто-то привел и оставил во дворе. Хорошие такие мальчишки, дружные. Их усыновили супруги из Средней Азии, да еще и девочку одну забрали – очень уж она им понравилась. Я всегда, когда вспоминаю этих ребятишек, радуюсь: повезло попасть в нормальную семью.

На вопрос, где детям лучше – в плохой семье или в комфортном доме ребенка, Наталья Хрящева отвечает однозначно: конечно, в государственном учреждении. Хотя…

– Бывает, усыновят малыша, а потом приемные родители приводят их нам показать. Возьмешь ребенка за ручку, в шутку скажешь: «Не пущу к маме», такой рев поднимается! Нужна мама. Только лучше нормальная приемная, чем родная, но непутевая.

 

Найденыш с рынка

Маленького Артема, одиноко гуляющего по рынку, заметили прохожие и сообщили о нем в милицию. В результате Тема оказался в доме ребенка. У него статус временно проживающего, потому что нашлась мама. Молоденькая женщина навещает сына, а забрать к себе пока не может: нет работы и собственного жилья. Вместе с подругой недавно сняла квартиру, надеется, что скоро определится с работой и заберет ребенка. Но когда это произойдет, неизвестно.

– Жалко и маму, и мальчика, – с грустью замечает воспитатель Марина Филимонова.

В малышковой группе нам показывают 11-месячную Марину.

– От Мариночки мама отказалась, – рассказывает воспитатель Ольга Саркулова. – Сейчас руководство дома ребенка подготовило документы на ее передачу в семью. Ждем для Маринки добрых родителей. Здесь хорошо, а дома все-таки лучше.

 

Грустный процесс

По словам социального педагога Виктории Шпаковой, работающей в доме ребенка 19 лет, привыкнуть к фактам отказа мамочек от своих детей невозможно.

– Меня и моих коллег это всегда расстраивает, – признается Виктория Валерьевна. – Мы же сами матери, кто-то уже бабушки, поэтому трудно оставаться равнодушными. Но мы не имеем права поддаваться отрицательным эмоциям, мы должны просто жить в этом: радоваться, когда у малышей появляются зубки, когда они начинают ходить, осваивают речь. Первое слово, кстати, которое произносят абсолютно все дети, – «мама». Только адресуют они его чужим тетям – нянечкам и воспитателям.

Большинство ребятишек, находящихся в областном доме ребенка, – социальные сироты. Что их ждет впереди? В лучшем случае – семейное жизнеустройство. Либо перевод (по достижении трехлетнего возраста) в детский дом с перспективой спустя годы стать матерью или отцом такого же социального сироты.

– Процесс воспроизводства социальных сирот вызывает у меня ощущение бессилия, – с болью говорит Виктория Шпакова. – Выпускники детских домов не знают, что такое ответственность за своих чад – они такого примера просто не видели. К тому же в самостоятельной жизни их не ждут ни работа, ни нормальное жилье. В итоге они часто повторяют путь своих родителей…

P.S. Правоохранительные органы нашли мать подкидыша, ей 19 лет, приезжая. Свой поступок объясняет трудными жизненными обстоятельствами. Девочка сейчас обследуется в больнице.

 

В областном доме ребенка постоянно находятся 100 воспитанников – от новорожденных до 3–4 лет.

Примерно у 60% малышей родители лишены родительских прав. 15% – отказные дети.

В настоящее время среди воспитанников шесть ребятишек – из числа брошенных.

 

Найденный на рынке Артем – сообразительный и любознательный мальчик. У него в доме ребенка статус временно проживающего. Как только его мама устроится на работу, она заберет его

 

11-месячная Марина осваивает первые шаги, у нее уже прорезались зубки. Сейчас девочка ждет добрых людей, которые заберут ее в семью. Документы на передачу уже готовы

 

Когда позволяет погода, дети выходят на прогулку дважды в день. На них разные курточки, шапочки, сапожки, а в глазах одинаковая тоска по самому родному человеку – маме

 

ФОТО: Максим Кузьмин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × два =