Без лица

Можно ли узнать террориста в толпе и как себя при этом вести?

Семинары по противодействию терроризму прошли в Томске. «За парты» сели руководители объектов с массовым пребыванием людей. Лекции читали специалисты областного оперативного штаба, УВД, МЧС, Управления ФСКН РФ по Томской области, СибГМУ.

Одной из составляющих мероприятия стал курс лекций об особенностях психологии и поведения террористов и механизмах психологической защиты людей в экстремальных условиях. Поскольку времена, в которые мы живем, уж очень неспокойные, подобная информация может быть полезна и для наших читателей.

 

Кого вербуют в душегубы

Нормальному человеку невозможно понять и принять того, что делают террористы. Первое слово, которое находится для захватчиков и убийц – нелюди.

– На самом деле они тоже люди, но над ними хорошо поработали «специалисты», – объясняет заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии СибГМУ, профессор, д.м.н. Петр Балашов, читающий вышеупомянутый курс лекций. – Не секрет, что террористов-смертников готовят целенаправленно и очень тщательно. Одних воспитывают в соответствующем ключе с детства, других вербуют в сознательном возрасте. Обычно для таких целей выбирают людей до 30 лет.

И чаще всего тех, у кого нестабильная психика, либо лиц, переживших тяжелые потрясения: смерть близких, акт насилия, глубокую любовную драму, другие психологические травмы. Такой выбор объясняется просто: человек, пребывающий в состоянии депрессии, с большей готовностью идет на смерть. Сама по себе депрессия – это уже предготовность к смерти. Организаторам терактов остается лишь актуализировать этот мотив. Кстати, несостоявшихся самоубийц вербуют с особой охотой, они уже преступали грань, им проще это сделать еще раз.

Далее с этими людьми работают специалисты в области психологии, они формируют у будущих исполнителей терактов искаженное чувство справедливости. После чего у человека, мыслящего крайними категориями, появляется масса причин для борьбы с «неверными». Фанатик с искусственно подогретым чувством ненависти готов отправиться на любое задание в рамках той идеи, которую ему подсказали.

 

Врага не узнаешь в лицо

Внешность террористов искусственно «очищается» от каких-либо отличительных особенностей. В противном случае им не удалось бы попасть на многие объекты, ставшие печально известными после массовой гибели людей.

– Самый характерный поведенческий признак террориста – отрешенность, который искусственно формируется специалистами, – говорит профессор Балашов. – Вы не увидите на их лице злости или неуверенности.

Люди, которые готовят террористов, цинично утверждают, что проявление эмоций во время выполнения задания – это «дефект обработки», ведь любые проявления чувств, в особенности злобы и агрессии, могут привлечь внимание правоохранительных органов или спецслужб. Поэтому обычно террорист – это неброско одетый человек с отрешенным взглядом и отсутствием видимой реакции на окружающих.

 

«Они тоже боятся»

– Петр Прокопьевич, как вести себя, если рядом оказалась личность, вызывающая подозрение?

– Я могу сказать, как не нужно себя вести. Не следует сверлить этого человека взглядом, кричать или пытаться самостоятельно его задержать. Если ваши подозрения оправданы и это действительно террорист, вы подтолкнете его к действию. Поэтому могу дать только один совет: постарайтесь максимально быстро удалиться от того места, где находится такой человек.

– Практика показывает, что жертвой террористов в нашей стране может стать любой. Какое поведение с точки зрения психологии является самым разумным и безопасным для заложника?

– Это очень важный вопрос, ведь иногда именно неграмотное поведение потенциальной жертвы провоцирует захватчика на выброс агрессии. Конечно, сложно сохранять самообладание в подобной ситуации, но нужно помнить о том, что террористы, как правило, тоже находятся в состоянии сильнейшего стресса. Многие из них впервые оказываются в такой ситуации, их нервная система перенапряжена, а психика работает на пределе. Они тоже боятся, и их страх выливается в агрессию.

 

Три «нельзя»

Постарайтесь запомнить несколько вещей.

1. Если вы захвачены, и возможность бежать (которая, как правило, есть только в первый момент), пропала, не нужно проявлять никакой активности.

2. Не пытайтесь наладить контакт с захватчиками или вызвать у них жалость слезами и мольбами. И то, и другое, скорее всего, приведет к прямо противоположным последствиям.

3. Ни в коем случае нельзя бросаться на террористов, пытаться выхватить у них оружие. Взбунтовавшегося заложника террористы, как правило, убивают, даже если они не планировали убийств и рассчитывали только шантажировать власти.

 

Гораздо более разумной является демонстрация полного повиновения. Менять местоположение, производить любые действия лучше с разрешения захватчиков. Чтобы не впасть в отчаяние, думайте о том, что операция по вашему спасению уже началась. Практика показывает, что спецслужбы довольно быстро узнают о фактах захвата и сразу же предпринимают меры для спасения заложников.

Нужно отвлечься от ситуации, для этого все способы хороши: решайте в уме математические задачи, вспоминайте иностранные слова, прочитанные книги. Если есть возможность, читайте все, что окажется под рукой, даже если это текст совершенно вам не интересен. Важен сам процесс, помогающий сохранить рассудок. Нужно постараться относиться к происходящему как бы со стороны.

– Вообще, правила рационального поведения довольно просты – говорит профессор Петр Балашов, – и я считаю, что обучать им нужно с самого детства – если не с детского сада, то со школы обязательно. Конечно, дай бог, чтобы вам и вашим читателям не пришлось применять их на практике, но знание еще никому не помешало. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × два =