Поток возмущенных соискателей спровоцировал проверки кадровых агентств
Сотрудники отдела по защите прав потребителей областного Управления Роспотребнадзора закончили проверку кадровых агентств, которую проводили по жалобам граждан. Выводы неутешительны: ряд компаний лишь обещают найти работу соискателям, их намерения не подкреплены договорами с контрагентами. Результат – соискатели, заплатив 300–500 рублей, месяцами ждут трудоустройства и, не дождавшись даже вариантов, идут жаловаться по инстанциям. Эксперты говорят: недовольных стабильно много. Еженедельно в отдел по защите прав потребителей поступает несколько устных обращений, 20–25 письменных жалоб в год.
Деньги вперед
Экономист по образованию, Лилия Винокурова недавно переехала из Новосибирска в Северск. Стала искать работу.
– Первое негативное впечатление: в Томске работа кадровых агентств строится не так, как в Новосибирске. Там соискателей регистрируют в базе бесплатно, а если компания действительно помогла предприятию найти квалифицированного специалиста, то услуги кадровой службе оплачивает фирма, нуждающаяся в сотруднике, – рассказывает Винокурова. – Когда обратилась в томское кадровое агентство «Успех», узнала: 500 рублей предстояло отдать за то, что мои данные внесут в базу данных. При этом никакого договора, где прописаны обязательства «Успеха», со мной не составили, зато предложили заплатить 200 рублей за резюме. Предложений по трудоустройству ждала три месяца, но менеджеры так и не дали мне ни одного внятного варианта, хотя в рекламных объявлениях заявляли: трудоустройство на севере в качестве диспетчера буровых установок с доходом 60 тыс. рублей. Я звонила, приезжала и каждый раз слышала одно и то же: вот-вот вы поедете на вахту, нужно подождать, – продолжает Лилия Александровна. – Засомневавшись, я обратилась в другое агентство, которое, согласно рекламным объявлениям, тоже предлагало работу вахтовым методом, и с удивлением узнала: трудоустройство, которое мне было ранее обещано, вообще невозможно, так как на диспетчерские должности берут только мужчин…
Без надежды на успех
Винокурова, уже не возлагая надежды на «Успех», обратилась в прокуратуру и отдел по защите прав потребителей.
– Это была не первая подобная жалоба. Обратившиеся возмущались, что, получив деньги, кадровые агентства либо вообще не предлагают работу, либо дают недействующие вакансии, – поясняет главный специалист областного управления Роспотребнадзора Нина Калитвинцева. – Мы решили проверить, как работают агентства, на которые чаще всего жалуются граждане. В наше поле зрения попали компании: ООО «Вахта», ООО «Фаворит», ООО «Прайм», ООО «Регион-70», а также «Городской центр трудоустройства» и «Успех». Эти агентства, за исключением «Регион-70», на самом деле не оказывают услуги по трудоустройству. Они предоставляют лишь информационно-консультационные услуги, связанные с поиском вакансий. «Вахта», «Фаворит» и «Прайм» заключают с соискателями договора, где даже прописано, что речь идет только о предоставлении информации. Проще говоря, агентства обязуются предоставить потребителю на основании заполненной ими анкеты адреса предприятий – работодателей, нуждающихся в той или иной вакансии. При этом банк вакансий кадровые агентства формируют из информации, опубликованной в СМИ. А договоров с контрагентами (предприятиями, нуждающимися в сотрудниках) у них нет. Правда, «Регион-70» все-таки имеет несколько договоров с работодателями (как раз по вахтовому методу работы).
Нет договора – нет обязательств
При проверке выяснилось, что кадровые агентства «Городской центр трудоустройства» и «Успех» (организованы одним ИП) вообще не заключают с соискателями договоров.
– Руководство агентств так и поясняет: не заключаем, так как услуг и не предоставляем. Эти кадровые агентства регистрируют в своей базе всех желающих найти работу и в случае, если у них появится информация о наличии вакансий, они эти сведения бесплатно предоставят зарегистрированному соискателю. Так что при обращении в данные агентства потребители оплачивают только регистрационный взнос, – обращает внимание Нина Калитвинцева.
Кстати, по информации Роспотребнадзора, деятельность кадровых агентств по регистрации персональных данных соискателей вакантных рабочих мест не зарегистрирована в Общероссийском классификаторе услуг населению, утвержденном Приказом Ростехрегулирования, поэтому не регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителя», Правилами бытового обслуживания населения в РФ, а следовательно, не может быть предметом разбирательства со стороны Роспотребнадзора. Требования потребителей к кадровым агентствам носят имущественный (денежный) характер. В силу положений ст. 11 Гражданского кодекса РФ такие претензии подлежат рассмотрению только в суде.
Так и не получив вразумительного ответа от кадрового агентства, Лилия Винокурова обратилась в прокуратуру и отдел по защите прав потребителей
ФОТО: НЕЛЯ КОСТЯЕВА
Обращаясь в кадровое агентство, имейте в виду:
– с вами обязаны заключить договор: его отсутствие – отсутствие обязательств;
– изучите договор, найдите ответы на вопросы: какую именно услугу вам окажут, за какой период времени и за что именно вы должны заплатить;
– узнайте, какие контрагенты у агентства и сколько их, не поленитесь им позвонить.
Нина Калитвинцева, главный специалист Управления Роспотребнадзора по ТО