Кадры платят за все

Поток возмущенных соискателей спровоцировал проверки кадровых агентств

Сотрудники отдела по защите прав потребителей областного Управления Роспотребнадзора закончили проверку кадровых агентств, которую проводили по жалобам граждан. Выводы неутешительны: ряд компаний лишь обещают найти работу соискателям, их намерения не подкреплены договорами с контрагентами. Результат – соискатели, заплатив 300–500 рублей, месяцами ждут трудоустройства и, не дождавшись даже вариантов, идут жаловаться по инстанциям. Эксперты говорят: недовольных стабильно много. Еженедельно в отдел по защите прав потребителей поступает несколько устных обращений, 20–25 письменных жалоб в год.

 

Деньги вперед

Экономист по образованию, Лилия Винокурова недавно переехала из Новосибирска в Северск. Стала искать работу.

– Первое негативное впечатление: в Томске работа кадровых агентств строится не так, как в Новосибирске. Там соискателей регистрируют в базе бесплатно, а если компания действительно помогла предприятию найти квалифицированного специалиста, то услуги кадровой службе оплачивает фирма, нуждающаяся в сотруднике, – рассказывает Винокурова. – Когда обратилась в томское кадровое агентство «Успех», узнала: 500 рублей предстояло отдать за то, что мои данные внесут в базу данных. При этом никакого договора, где прописаны обязательства «Успеха», со мной не составили, зато предложили заплатить 200 рублей за резюме. Предложений по трудоустройству ждала три месяца, но менеджеры так и не дали мне ни одного внятного варианта, хотя в рекламных объявлениях заявляли: трудоустройство на севере в качестве диспетчера буровых установок с доходом 60 тыс. рублей. Я звонила, приезжала и каждый раз слышала одно и то же: вот-вот вы поедете на вахту, нужно подождать, – продолжает Лилия Александровна. – Засомневавшись, я обратилась в другое агентство, которое, согласно рекламным объявлениям, тоже предлагало работу вахтовым методом, и с удивлением узнала: трудоустройство, которое мне было ранее обещано, вообще невозможно, так как на диспетчерские должности берут только мужчин…

 

Без надежды на успех

Винокурова, уже не возлагая надежды на «Успех», обратилась в прокуратуру и отдел по защите прав потребителей.

– Это была не первая подобная жалоба. Обратившиеся возмущались, что, получив деньги, кадровые агентства либо вообще не предлагают работу, либо дают недействующие вакансии, – поясняет главный специалист областного управления Роспотребнадзора Нина Калитвинцева. – Мы решили проверить, как работают агентства, на которые чаще всего жалуются граждане. В наше поле зрения попали компании: ООО «Вахта», ООО «Фаворит», ООО «Прайм», ООО «Регион-70», а также «Городской центр трудоустройства» и «Успех». Эти агентства, за исключением «Регион-70», на самом деле не оказывают услуги по трудоустройству. Они предоставляют лишь информационно-консультационные услуги, связанные с поиском вакансий. «Вахта», «Фаворит» и «Прайм» заключают с соискателями договора, где даже прописано, что речь идет только о предоставлении информации. Проще говоря, агентства обязуются предоставить потребителю на основании заполненной ими анкеты адреса предприятий – работодателей, нуждающихся в той или иной вакансии. При этом банк вакансий кадровые агентства формируют из информации, опубликованной в СМИ. А договоров с контрагентами (предприятиями, нуждающимися в сотрудниках) у них нет. Правда, «Регион-70» все-таки имеет несколько договоров с работодателями (как раз по вахтовому методу работы).

 

Нет договора – нет обязательств

При проверке выяснилось, что кадровые агентства «Городской центр трудоустройства» и «Успех» (организованы одним ИП) вообще не заключают с соискателями договоров.

– Руководство агентств так и поясняет: не заключаем, так как услуг и не предоставляем. Эти кадровые агентства регистрируют в своей базе всех желающих найти работу и в случае, если у них появится информация о наличии вакансий, они эти сведения бесплатно предоставят зарегистрированному соискателю. Так что при обращении в данные агентства потребители оплачивают только регистрационный взнос, – обращает внимание Нина Калитвинцева.

Кстати, по информации Роспотребнадзора, деятельность кадровых агентств по регистрации персональных данных соискателей вакантных рабочих мест не зарегистрирована в Общероссийском классификаторе услуг населению, утвержденном Приказом Ростехрегулирования, поэтому не регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителя», Правилами бытового обслуживания населения в РФ, а следовательно, не может быть предметом разбирательства со стороны Роспотребнадзора. Требования потребителей к кадровым агентствам носят имущественный (денежный) характер. В силу положений ст. 11 Гражданского кодекса РФ такие претензии подлежат рассмотрению только в суде.

 

Так и не получив вразумительного ответа от кадрового агентства, Лилия Винокурова обратилась в прокуратуру и отдел по защите прав потребителей

ФОТО: НЕЛЯ КОСТЯЕВА

 Обращаясь в кадровое агентство, имейте в виду:

– с вами обязаны заключить договор: его отсутствие – отсутствие обязательств;

– изучите договор, найдите ответы на вопросы: какую именно услугу вам окажут, за какой период времени и за что именно вы должны заплатить;

– узнайте, какие контрагенты у агентства и сколько их, не поленитесь им позвонить.

Нина Калитвинцева, главный специалист Управления Роспотребнадзора по ТО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + 17 =