Теория Дарвина

Выживут ли томские независимые розничные продавцы бензина после российского топливного кризиса?

Пятничная пресс-конференция по топливному коллапсу напоминала долгожданный бой боксеров-тяжеловесов. В левом углу расположился ОАО «Томскнефтепродукт» ВНК, входящий в структуру «Роснефти». В противоположном углу готовился самый крупный из независимых томских трейдеров ООО «Нефтепродукт». В качестве рефери – Управление ФАС по ТО.

Надо полагать, целью наспех созванной пресс-конференции было успокоить разгоряченных томичей и журналистов. Да, говорили выступающие, в Томске из 106 заправок закрылись около 50, а в Северске в те дни из 8 АЗС работала одна. Да, у пяти из 11 независимых розничных продавцов закончился бензин. Но, несмотря на то что рынок топлива сейчас переделывается, говорил руководитель УФАС Владимир Шевченко, «с твердым доминированием практически никого нет». (По данным УФАС, доля «Томскнефтепродукта» на сегодня составляет около 35%, «Газпром нефти» – 20%.)

Но чем больше участники брифинга говорили про антикризисные меры и ежедневный мониторинг рынка, тем больше возникало вопросов о выживаемости мелких продавцов топлива, не входящих в вертикально интегрированные структуры (ВИНК).

 

Апология ВИНК

– Господа! Не надо ходить с канистрами на заправки. Живите сегодняшним днем, вас никто без нефтепродуктов не оставит, – обратился к томичам гендиректор «Томскнефтепродукта» Александр Рассказов.

Аргументы, которые привел гендиректор, действительно успокаивали: в результате ажиотажного спроса у «Томскнефтепродукта» продажа АИ-92 за последние дни выросла вдвое – до 300 тонн в день. Но сейчас непосредственно на базе компании находится 900 тонн АИ-92 и 1 тыс. тонн на станции Томск-Грузовой. Еще 1,5 тыс. тонн 92-го в ближайшее время обещает выделить «Роснефть». Более того, по словам Рассказова, «Роснефть» готова удовлетворить заявки «Томскнефтепродукта», увеличенные с учетом ажиотажного спроса на 25–30%:

– Я пока не говорю об оптовом рынке – там есть определенный дефицит. Что касается розницы, нас заверили, все заявки будут удовлетворены.

 

«Готовы забрать весь этот объем»

Крупные независимые игроки, представленные в лице ООО «Нефтепродукта», тоже прикладывают все силы, чтобы бензин на заправках не кончался.

– Запасов нет, – признался директор «Нефтепродукта» Сергей Закурский, – но мы постоянно подвозим бензин.

По версии Закурского, одной из причин кризиса стало повышение акцизов на топливо, которое произошло в начале года, когда налог вырос, а цена на топливо не изменилась.

– С повышения акцизов на 15% стало понятно, какая должна быть цена на заправках. Сейчас мы покупаем топливо со свободного рынка, в том числе и на бирже, где цена на АИ-92 доходит до 31 тыс. рублей за тонну.

Кроме того, Закурский отметил: во время переговоров с обладминистрацией достигнута договоренность, что «Нефтепродукт» возьмет на себя обеспечение региона АИ-80:

– Нужно заключить договор с «Томскнефтепереработкой» о полном переводе их бензина на наши сети. Объем их производства составляет примерно 1 тыс. тонн в месяц, мы готовы забрать весь этот объем.

 

Выдержат ли мелкие?

Таким образом, получается, что принадлежащий ВИНК «Томскнефтепродукт» в разы увеличивает объем сбыта продукции. И, судя по всему, это не временная мера – объем следующей заявки также увеличен на треть. К тому же вопрос с ценой на бензин, по словам Александра Рассказова, пока не определен:

– Мы еще не получили входные цены. Как только получим, сразу определим. Но это, скорее всего, произойдет только после майских праздников.

С другой стороны – крупный независимый продавец в лице «Нефтепродукта», берущий на себя продажу «восьмидесятого».

Учитывая, что цены задают крупные игроки, неизвестно, выдержат ли мелкие такой темп.

 

«Залить огонь бензином»

Тем временем в УФАС заявляют, что ничего страшного пока не происходит. Как сообщил Владимир Шевченко, «каждое телодвижение ВИНК и остальных участников рынка отслеживается, договорных отношений мы сейчас не видим». Более того, «вина за кризис во многом лежит как раз на мелких торговцах»:

– Когда в феврале–марте возникла эта проблема, нужна была перестройка (рынка нефтепродуктов, – Ред.). ВИНК понизили розничные цены и начали снижать оптовые продажи – вот в этот момент независимым трейдерам надо было активнее перестраиваться.

При этом Владимир Шевченко считает, что рынок придет в равновесие, как только спадет ажиотажный спрос:

– Сейчас, когда компании конкурируют не ценой, а наличием бензина, возможна разница в цене – свыше 2 рублей, а когда рынок устаканится, такой разницы уже не будет, потому что произойдет переориентация на те компании, где цена будет ниже. И это нормальные рыночные инструменты.

– Крупные компании вряд ли станут вытеснять независимых трейдеров: не думаю, что они заинтересованы в существенном расширении доли на рынке – им проще строить монополию на оптовом звене, – считает начальник отдела экономического анализа УФАС по ТО Сергей Паньков. – Даже если мелкий частник будет нести убытки, он не станет продавать дороже, чем крупная компания. Думаю, рынок придет в равновесие. В данной ситуации огонь надо залить бензином.

 

На вопрос, есть ли признаки нарушения со стороны ВИНК и крупных игроков, руководитель УФАС по ТО на пресс-конференции в пятницу ответил очень осторожно – мол, признаки всегда были, но это не показатель.

 

Сегодня, по информации ФАС, количество независимых трейдеров составляет: в Томске – 11, в Томском районе и Северске – 14, в Томской области – 50. Доля независимых трейдеров на розничном рынке топлива в области: АИ-92 – около 50%, АИ-80 – около 45%, дизельное топливо – около 30%.

 

На прошлой неделе к АЗС в Томске выстроились километровые очереди. Бензин резко вырос в цене, из-за отсутствия топлива ряд независимых заправок закрылись

 

«Крупная компания закроет свой провал большими объемами. А с мелким сложнее. Вот он возил один бензовоз в месяц, и вдруг этот объем скупают за один день – у него возникает предпринимательский шок. Оказывается, нужно возить не один, а пять бензовозов в месяц. Потянет ли он это?

Владимир Шевченко, глава УФАС по ТО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + тринадцать =