Ученый из Дании знает, как привлечь в Томск туристов со всего мира
Слово «Томск» профессор Ольборгского университета (Дания) Роберт Томсен впервые услышал еще в детстве, когда смотрел фильм про русского царя, который путешествовал по своим владениям. Там фигурировали города с почти одинаковыми названиями – Омск и Томск. Показалось интересно, запомнилось…
Зачатки бренда
Родной город Томсена, Ольборг, тоже считается провинцией, поэтому проблемы Томска в какой-то мере ученому знакомы. На вопрос, каким должен быть томский бренд, Роберт отвечает просто: основа хорошего бренда – самобытность города. В данном случае – деревянная архитектура и городские легенды:
– Мне рассказали историю про старца Федора. Вот такие не известные иностранцам легенды могут быть основной для формирования вашего турпродукта. Так что зачатки бренда у Томска уже есть, осталось только «найти связь с заинтересованной стороной».
Инвестиции в дерево
Сегодня общественники говорят, что в полуживом состоянии исторических томских памятников виноваты местные власти, в чьей собственности находятся старинные особняки. Однако Роберт не считает, что власть должна заниматься сохранением зодчества напрямую. К примеру, говорит он, в Дании та или иная достопримечательность лишь на начальном этапе получает подъемные из бюджета и специальных фондов, а потом переходит на самоокупаемость за счет внутреннего и международного туризма.
– В Орхусе воссоздали исторический район, куда свезли все старинные дома. Получился маленький средневековый городок, где можно увидеть работу ремесленников, посмотреть, как был обустроен быт. В Орхус стало приезжать все больше туристов, и этот исторический район вышел не только на самоокупаемость, но и получил прибыль. Сохранение зодчества из бюджетного бремени превратилось в весьма доходный туристический бизнес. Мы не можем позволить себе терять культурное наследие хотя бы с экономической точки зрения – вложенные инвестиции с лихвой окупаются. Надо дать людям понять, что вкладываться в восстановление старинных домов – престижно и прибыльно.
Более того, в вопросах сохранения зодчества датчане считают правительство ненадежным партнером. И губернатор, и мэр переизбираются довольно часто и не всегда поддерживают курс своих предшественников. А вот бизнес-сообщество более постоянно и, что важнее, заинтересовано в прибыли.
Не рубите клюкву
До приезда в Россию Роберт Томсен знал о стране примерно то же, что и большинство иностранцев: тайга, медведи, морозы, водка и балалайка. Когда он сообщил друзьям, что едет в Сибирь, они не упустили возможность язвительно спросить, в чем же он так сильно провинился.
– Я не думаю, что нужно избавляться от стереотипов, нужно их использовать. Иностранцы едут сюда, чтобы увидеть медведей и клюкву, так дайте им это, но покажите и то, чего они не видели. Вот тогда стереотипы начнут работать на вас.
Роберт Томсен уверен: Томск может стать центром развития туризма в Сибири, нужно лишь сбросить шоры и не бояться показывать свое наследие.
Роберт Томсен, преподаватель Института культуры и глобализации Ольборгского университета (Дания), работал 12–14 мая на гуманитарном факультете НИ ТПУ. Визит профессора состоялся в рамках проекта программы «Темпус» «Международная магистерская программа по туризму для сибирских регионов»
ФОТО: ИЛЬЯ ЮШКОВСКИЙ