Театр боевых действий

ТЮЗ остался не только без директора, но и без главного режиссера

Главный режиссер ТЮЗа Александр Загораев подал заявление об увольнении по собственному желанию. На эту должность выпускник Щукинского института был назначен директором театра Светланой Бунаковой два месяца назад, но фактически даже не успел приступить к своим обязанностям.

– Я надеялся, что будет хотя бы полгода, чтобы показать, как театр может развиваться. Однако такой возможности мне не дали. Бунакова уходит, а без нее я работать не буду, – объяснил «ТВ» свое решение молодой режиссер.

По его словам, в ходе разразившегося конфликта театр остался у разбитого корыта – без директора, без режиссера и при этом в состоянии тотального ремонта.

– Доводить до такой ситуации со стороны руководства в сфере культуры было просто нелогично, – охарактеризовал Загораев нынешнюю ситуацию в театре.

Театр надолго может остаться без хозяина, считает Александр. О шансе, которым ему не дали воспользоваться, о том, каким должен быть детско-юношеский театр и почему провинциальный зритель не готов к современному искусству, несостоявшийся главреж рассказал в эксклюзивном интервью «ТВ».

 

В томском ТЮЗе молодой режиссер Александр Загораев успел поставить один спектакль – «Ночь святого Валентина». Войти во вкус так и не успел

 

Александр Загораев: «Театр просто рухнет»

Главный режиссер ТЮЗа Александр Загораев, ставший заложником «культурного» скандала в Томске, сложившуюся ситуацию называет отражающей типичное положение театров в целом по стране. В эксклюзивном интервью «ТВ» молодой режиссер рассказал о шансе, которым не дали воспользоваться, о том, каким он видит детско-юношеский театр, и о том, почему провинциальный зритель не готов к современному искусству.

О конфликте вокруг ТЮЗа

– Соглашаясь на должность главного режиссера ТЮЗа, я предвидел такое развитие событий. Но мы со Светланой Бунаковой надеялись, что у нас будет хотя бы полгода, чтобы показать, как театр может развиваться. Однако такой возможности мне не дали. Бунакова уходит, а без нее я работать не буду.

Но мне действительно понравился город, театр, труппа. Однако условия, которые мне предложили, были самым минимумом, на которые может согласиться даже молодой режиссер. И если бы ТЮЗ существовал в нормальном течении своей жизни, я бы, наверное, отказался. Но мне стало обидно за хороший театр, который сейчас просто на грани того, чтобы рухнуть. Мне захотелось спасти ТЮЗ от нашествия неформального театра и излишней «опеки» власти.

Нормально функционирующих детско-юношеских театров по стране становится все меньше и меньше. Их всеми силами нужно сохранять, а не разрушать. Томскому ТЮЗу, на мой взгляд, не хватало лишь одного – единой художественной линии, но это естественно в отсутствие главного режиссера. Однако в ходе разразившегося конфликта театр остался у разбитого корыта – без директора, без режиссера и при этом в состоянии тотального ремонта. Доводить до такой ситуации со стороны руководства в сфере культуры было просто нелогично.

Быстро найти нового хорошего руководителя вряд ли получится. Я не удивлюсь, если театр теперь надолго останется без хозяина. А значит, начнут увольняться люди, что скажется на репертуаре и в конечном итоге на уровне театра в целом.

 

О положении театров вообще

– Я много езжу, и с точки зрения уровня и развития театров ситуация в Томске типична. У театров во всех городах, исключая Москву и Санкт-Петербург, проблемы одни и те же. Прежде всего это нехватка средств. Сегодня театры поставлены в такие условия, когда им приходится фактически штамповать спектакли. Чем быстрее сделают, чем больше поставят, тем выше шансы выжить. В итоге появляется по 8–10 спектаклей в сезон, что, естественно, сказывается на качестве.

Еще одна из проблема: театры сегодня не знают, куда идти. С одной стороны, есть коммерческий путь, то есть ставить комедии наподобие Куни, пустых с художественной точки зрения, но выгодных кассово. Другой путь – оставаться сугубо классическим театром, но без бюджетной поддержки сегодня это почти невозможно. Можно, наоборот, развивать такое направление, как разрушение классики. Когда режиссеры берут часть или всего лишь название известного произведения и делают из этого спектакль с сугубо своими смыслами. Это, конечно, привлекает зрителя, но, как правило, лишь благодаря яркости формы и эпатажу. Спектакли Евгения Лавренчука, на мой взгляд, как раз из этой оперы. Есть еще направление – новая драма. Но лично мне оно совершенно чуждо. Я не считаю, что все это шаг вперед в театре, наоборот, это шаг назад. Конечно, проще придумать новую форму, чем добраться до глубины и попытаться вытащить новые смыслы.

 

О спектаклях Лавренчука

– Я воспитанник вахтанговской театральной школы, где один из главных законов – острая форма должна соответствовать глубине содержания. В спектаклях Евгения Лавренчука, на мой взгляд, форма все же выходит на первый план, и не всегда обоснованно. Его постановки талантливы, красивы, очень сильны по своей энергетике, но это отрицательная энергетика. И если говорить об инновациях в театре, то я не вижу в этих спектаклях ничего нового. Такое ставили еще в 1980-х. В Москве уже отходят от подобных вещей, но во многих других городах их воспринимают как что-то новое.

 

О профессии режиссера

– В ТЮЗе четыре года не было главного режиссера, потому что найти подходящего человека сегодня действительно непросто. Это еще одна проблема нестоличных театров. Большие мастера им просто не по карману. А молодежь для театров брать всегда рискованно. Я с этим сам сталкиваюсь, у начинающего режиссера возможностей проявить себя не так много. В столице все завязано на финансовых приоритетах, и без связей есть лишь один вариант – маленькие театры с небольшой аудиторией в полуподвальных помещениях. Именно поэтому я предпочитаю провинцию, на мой взгляд, здесь больший упор идет именно на искусство. Но и здесь, чтобы о тебе узнали, нужно что-то поставить, а без просмотра готовых работ театры, как правило, не приглашают. Получается замкнутый круг.

На мой взгляд, руководители театров могли бы ездить по вузам, смотреть дипломные работы выпускников. Это помогло бы с поиском кадров. Но я не слышал, чтобы кто-нибудь так делал.

В Томске настаивают на выборе режиссеров на конкурсной основе, но ведь их и так выбирают директора в ходе конкурса. И я не понимаю, как может помочь делу то, что выбирать режиссеров будут люди вне театра. Ведь работать с ними потом именно директору и труппе. Лучше бы власти обратили внимания на условия, которые предлагаются режиссерам. Большинство театров сегодня не могут предложить ни достойной зарплаты, ни жилья. Поэтому мы ездим по театрам на одну-две постановки, потому что разовые гонорары обычно выше, чем постоянный оклад.

 

О привлечении зрителя

– Молодежь не ходит в театр не потому, что ей там неинтересно, а потому, что ее никто в свое время не посвятил в театральную субкультуру. И здесь именно ТЮЗ играет важную роль. У детско-юношеского театра задача труднее, чем у всех остальных. Театр юного зрителя должен направлять человека. Детям показывать одно, школьникам – другое, подросткам и молодежи – третье. И при этом не забывать и о взрослой аудитории. Это очень разноплановый репертуар.

Себя я называю инновационным консерватором. И в этом, на мой взгляд, я совпадаю с Томском. Ведь, несмотря на приоритеты инновационного развития города, публика здесь довольно консервативная. Я люблю классику, но не такую, которую ставили в 1960–1970-е. Конечно, театр должен идти вперед, но не разрушая, а развивая тот фундамент, который был заложен. Провинциальная публика сегодня еще не готова к современному искусству, к современному театру. Ее необходимо готовить.

Именно поэтому считаю, что театр должен быть разным, потому что зрительские вкусы очень разные. Должно быть место и эксперименту, и классике, и незатейливой комедии. Я придерживаюсь правила: любой спектакль нужно делать разноуровневым, чтобы всякий зритель мог найти в нем что-то свое. Детская сказка, например, должна быть интересна не только ребенку, но и родителям, а в содержании любой комедии должно присутствовать что-то, что приведет зрителя в театр и на другие спектакли.

 

Досье «ТВ»

Александр Загораев, выпускник Щукинского театрального института, начинал карьеру в качестве актера. В 2002 году окончил Ярославский театральный институт. Почти 10 лет проработал в Рыбинском драматическом театре. За спиной более 30 разноплановых ролей. В качестве режиссера впервые попробовал себя в 2003 году. В творческом багаже Загораева несколько спектаклей для детей, а также победа на престижном международном фестивале с постановкой «Дон Жуан» и, как следствие, стажировка в Германии.

В томском ТЮЗе Александр Загораев поставил один спектакль – «Ночь святого Валентина». В основе – одноименная пьеса известного одесского драматурга Александра Марданя. Свою постановку Загораев характеризует как историю об одиночестве и поисках любви. В начале мая был назначен на должность главного режиссера ТЮЗа.

 

«Себя я называю инновационным консерватором. И в этом, на мой взгляд, я совпадаю с Томском. Ведь, несмотря на приоритеты инновационного развития города, публика здесь довольно консервативная. Я люблю классику, но не такую, которую ставили в 1960–1970-е. Конечно, театр должен идти вперед, но не разрушая, а развивая тот фундамент, который был заложен. Провинциальная публика сегодня еще не готова к современному искусству, к современному театру. Ее необходимо готовить».

 

ФОТО: МАКСИМ КУЗЬМИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × один =