Один девайс вместо целого портфеля

В Светленском лицее подвели итоги эксперимента по внедрению электронных учебников

По электронным учебникам в течение года занимались шестиклассники Губернаторского светленского лицея. В качестве эксперимента на уроках обществознания вместо бумажных книг им выдавали специальные девайсы. Среди плюсов электронных образовательных устройств педагоги отмечают настрой учеников на самостоятельную работу, возможность выбора уровня сложности и приобщение детей со школьной скамьи к современным методам общения.

 

Школа в кармане

– Ксения Игоревна, скиньте меня!

– Загружаю… Обновляйся!

Диалог между учеником и учителем на уроке обществознания в 6-м классе. У каждого на руках свое электронное устройство. Внешне напоминает ноутбук размером с обычную книгу. Внутри два экрана: один – для чтения и письма, другой – для выхода в Интернет и работы в специальном образовательном портале.

– Здесь есть параграфы, как и в обычном учебнике, но заниматься можно по двум разным маршрутам, – поясняет учитель обществознания Светленского лицея Ксения Соломахина. – Первый – базовый уровень, второй – посложнее. Работают ребята самостоятельно. То есть, исходя из возможностей ученика, можно выстраивать для него личную траекторию образовательного процесса. Если ребенок может сам идти вперед, он делает за урок два-три параграфа.

Учитель в режиме онлайн видит на своем экране, как продвигается каждый школьник, на каком этапе урока у кого возникли трудности. Еще одно существенное преимущество электронного учебника по сравнению с бумажным – возможность работать с видео- и аудиофрагментами, с любыми изображениями и документами.

– Сегодня не каждый может читать простой учебник с картинками, современные дети воспринимают мир совершенно по-другому, – утверждает Соломахина.

– Люди сейчас с детства пользуются Интернетом, мобильными телефонами и другими информационными носителями. Почему же, приходя в школу, они должны общаться на прадедовском уровне? – замечает директор Светленского лицея Александр Сайбединов. – Школа тоже скоро упакуется в новые технологии, школу тоже можно будет носить в кармане. Поэтому именно в школе мы должны помогать детям адаптироваться ко всем новым процессам в обществе.

 

«Бумажный учебник скучнее»

Эксперимент с электронными учебниками лицею предложило издательство «Академкнига/Учебник». Разработанное ими устройство – электронный образовательный комплекс – они предоставили абсолютно бесплатно. Такой эксперимент с сентября 2010-го проходил в трех городах России – Москве, Челябинске и Томске. В Светленском лицее по электронным учебникам занимался лишь один 6-й класс по курсу обществознания. Школьники от технической новинки в восторге.

– Здесь есть видеокамера и даже игры, – показывает шестиклассник Егор Козак. – Если успел быстро закончить урок, можно поиграть.

– Бумажный учебник скучнее, – замечает его одноклассник Гриша. – А этот – почти компьютер. По нему удобнее работать, потому что все в одном устройстве – и читаешь, и пишешь, и решаешь тесты, даже калькулятор есть. Не нужно ничего носить на урок дополнительно.

 

Иной учитель

По итогам учебного года среди минусов новой разработки Ксения Соломахина выделяет в основном лишь некоторые технические аспекты. Признает, что есть вопросы и к содержанию электронных учебников, методики к которым также разрабатывает «Академкнига/Учебник». Но в целом считает эксперимент в Томске удачным. Однако посетивший лицей весной президент РАН Юрий Осипов высказал опасение – не теряется ли при такой организации образовательного процесса живая связь между учеником и учителем.

– Сегодня в учителе как носителе информации больше нет необходимости, – говорит Ксения Соломахина. – Он нужен как друг, как человек, способный привить какие-то ценности, направить, объяснить, что хорошо, а что плохо. И такая воспитательная функция учителя никуда не теряется, наоборот, выходит на первый план.

– При таком повороте перед системой образования появляется проблема подготовки иного учителя, – рассуждает Александр Сайбединов. – Иной учитель должен помочь ребенку осмыслить его место в современном мире.

Сотрудничество с издательством «Академкнига/Учебник» лицей продолжит и в следующем учебном году. Помимо обществознания появится еще целый блок предметов, расширится и количество классов, которые будут заниматься по новой технологии. В будущем, замечает директор лицея, один такой учебник полностью заменит портфель современного школьника.

 

Электронный образовательный комплекс – устройство с двумя сенсорными экранами (диагональ каждого равна диагонали учебника). Один экран – это электронная бумага (для чтения и письма), другой – жидкокристаллический полноцветный (для работы в образовательном портале в Интернете). Устройство можно переворачивать, менять местами экраны (для левшей), менять вертикальное положение на горизонтальное. Ребенок может выходить в образовательный портал в режиме онлайн, где бы он ни находился. По заказу издательства «Академкнига/Учебник» устройство производит Samsung.

 

Комментарий

– Электронный комплекс – это не копия обычного учебника. Устройство заменяет школьнику не только учебники, но и рабочие тетради, дневник – все, что есть у ребенка в портфеле. То, что школьник пишет на сенсорном экране, сохраняется в образовательном портале в его личном кабинете. Такие учебники полностью персонифицированы. Как только школьник первый раз «перелистнул» страницу на экране своего устройства, как только сделал первую заметку, первую закладку, подчеркнул маркером полезные для себя ключевые слова, его учебник сразу стал отличаться от учебника соседа по парте. Этого не происходит с бумажными изданиями, в которых нельзя делать пометки, писать, загибать страницы.

Ольга Захарова, директор по развитию издательства «Академкнига/Учебник», один из разработчиков проекта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − семь =