Три года с ним и без него

13 июля 2008 года не стало выдающегося хирурга Георгия Жерлова

Кира Мартова

У центрального входа в медцентр № 2 установлена мемориальная доска Георгию Жерлову. Отдельно – букет из бронзы. Он здесь навеки. Как и его дело. Дело всей жизни – НИИ гастроэнтерологии, который теперь носит его имя. В День медицинского работника к подножию барельефа кто-то принес живые цветы. Цветы хирургу, который, уже будучи тяжело (смертельно) больным, вставал к операционному столу и творил чудеса.

Как раз в эти дни в НИИ проходит обследование Михаил Морозов, которому Жерлов сделал свою предпоследнюю операцию, в мае 2008-го. Михаил приехал в Северск из пос. Алмазного в Якутии. Тяжелейшая операция – резекция поджелудочной железы, одна из самых калечащих операций – под скальпелем хирурга от Бога Георгия Жерлова прошла как по маслу, всего через две недели пациент отправился домой… А в середине июля по местному телевидению «Алмазный край» передали: известный даже в далекой Якутии хирург из далекого города Северска ушел из жизни. В тот же день показали повтор фильма, который якутские журналисты снимали еще при жизни Георгия Кирилловича.

Сегодня Михаила Морозова ведет ученик Жерлова Иван Панкратов.

– Георгий Кириллович уже знал, какой у него диагноз, но до последнего стоял у операционного стола, старался еще хоть кому-то помочь, – сказал Иван Владимирович. – Это личность! Слов нет, чтобы передать, какой это человек.

И мне показалось, что у хирурга, который каждый день видит кровь, боль, борьбу между жизнью и смертью, слегка дрогнул голос.

В НИИ гастроэнтерологии им. Г. К. Жерлова все так же, как и три года назад. Только ученики за это время выросли. Как сказал замдиректора по лечебной работе Сергей Клоков, Георгий Кириллович мог бы ими гордиться. Это и Иван Панкратов, и Роман Карась, и Максим Артеменко, и Александр Красноперов. При Шефе они пришли сюда, стали хорошими хирургами. Никто после ухода Учителя не сменил место работы, не предал их общее дело. Дело Жерлова. Главное правило Шефа остается незыблемым: если есть хоть минимальный шанс спасти человека, его нужно использовать. Здесь нет понятия «безнадежный больной», надежда остается всегда.

В этом году спасли жизнь 76-летней пациентке из Кемеровской области. Сын-медик уже отчаялся найти врачей для матери, страдающей ахалазией кардии, сложно поддающемся лечению заболевании, при котором больной не может принимать пищу. Кемеровские коллеги не стали браться, сказали: «Все, видно, вы свой вагон еды уже съели». А Клоков «разрезал», удачно прооперировал, зашил. В День медработника в НИИ позвонил сын, тот самый медик:

– Мама довольна, папа доволен. Огромное вам СПАСИБО.

Удивительно, но до сих пор на имя первого директора приходят приглашения на международные конференции. Нет-нет и царапнет по сердцу письмо из свежей почты: «Уважаемый Георгий Кириллович». Для кого-то он еще жив…

И для его коллег, близких и всех, кто знал Жерлова, он тоже живет… В тех пациентах, кому дарована свыше новая жизнь, в нашей памяти и в его детище – НИИ гастроэнтерологии, который работает как часы: за прошлый год на 30 койках пролечили более 700 больных.

Сегодня в кабинете Жерлова все осталось как при его жизни. Только за директорским столом другой доктор – Андрей Кошель. За три года кабинет коснулось лишь одно новшество – Жерлов появился на портрете на стене над директорским креслом – там, где обычно висит фото президента.

– Фраза «направили к Жерлову» раньше относилась лично к Георгию Кирилловичу, а теперь – ко всему институту, – говорит Андрей Петрович. – Мы сделаем все, чтобы клиника Жерлова стала такой же визитной карточкой, как клиника Савиных – великого томского ученого медика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + один =