Выпускники детского дома послевоенной поры ежегодно встречаются на дне рождения своего воспитателя

Сегодня и сама Анфиса Колегова и ее подопечные из детского дома села Вороно-Пашино Асиновского района теряются в догадках: кто же стал родоначальником традиции? Федя Лир? Гена Рябчиков? Или Таня Аноп? Именно они впервые нагрянули к Анфисе Александровне в ее день рождения – 50 с хвостиком. С тех пор чествование любимого воспитателя «всем колхозом» стало привычкой. Парадокс: ветры перемен давно унесли с лица земли сиротское учреждение. А желание поддерживать друг друга крепнет год от года.

 

Возвращение в детство

Мужчины и женщины элегантного возраста едва помещаются в крохотной квартирке Анфисы Александровны. Определить среди них виновницу торжества невозможно: стройная, изящная, с молодыми сияющими глазами, она смотрится ровесницей своих воспитанников. А ведь ей исполнилось 82!

– Помните, как мальчишки пугали нас змеями? – смеются солидные «девчонки».

– Как же! Сунешь руку в карман, а там эта тварь извивается. Ужас!

– А я никогда не забуду, как за работу на уборке льна детдом наградили велосипедом, и мы по очереди учились кататься.

Помнит свой первый рабочий день в детском доме и Анфиса Колегова. Выпускница Томского педучилища приехала сюда по распределению. Зашла в спальню к мальчишкам и на печи обнаружила список воспитанников.

– Читаю: «Хомяк, Таратайка, Федул», – рассказывает Анфиса Александровна. – Сплошные прозвища. Господи, как же я с ними справлюсь?! Села и заплакала.

Но страхи оказались напрасными. В тот же день, увидев, как ловко воспитательница управляется с крестьянским инструментом на льняном поле, мальчишки стали посматривать на нее уважительно.

– Тогда ведь воспитывали трудом, – замечает Колегова. – У детдома был свой хоздвор – коровы, лошади, большой огород. Мы сами заготавливали топливо для печей, пилили деревья в лесу, рубили дрова – я тоже не один десяток рукавиц на этом деле сменила.

Совместный труд сдружил. Заботливое отношение к каждому обернулось встречной душевностью. Это же было послевоенное поколение, отправленное в госучреждение из больших семей, лишившихся кормильцев. Дети тосковали по матерям.

– Анфиса Александровна стала для нас второй мамой, – выражает общее мнение Федор Лир, ныне почетный строитель России.

 

Своя среди своих

Анфиса лишилась отца в 1935-м, когда ей было шесть лет. Мать осталась одна с шестью ребятишками. Четверо старших братьев ушли на фронт, двое не вернулись. Семья настрадалась, наголодалась, но приобрела бесценный опыт выживания.

– Мы умели все, – вспоминает Анфиса Александровна. – Косить, вязать снопы, молотить… И при этом были очень дружные и добрые по отношению друг к другу.

Стоит ли удивляться, что воспитательницу с таким жизненным багажом в детском доме сразу же приняли как родную.

 

Четыре года, ставшие судьбой

Поразительно, но дружба, растянувшаяся на десятилетия, базируется всего-то на четырех годах совместного пребывания в детском доме – с 1949 по 1953. Выпустив своих ребятишек и лично определив каждого в учебное заведение, Анфиса Александровна перебралась в Томск, устроилась на работу в детский сад. Казалось бы, пути должны были разойтись. Ан нет. В чем же секрет столь долгой истории общения педагога и воспитанников?

– Анфиса Александровна одна такая на всю Томскую область, – утверждает Федор Лир. – Отзывчивая и заботливая.

– Когда Анфиса Александровна работала в детскому саду, все родители мечтали устроить своих детей в ее группу, – добавляет Надежда Ман. – А детей не обманешь, они интуитивно чувствуют, кто их по-настоящему любит.

– Она для нас как лучик, к ней можно прийти с любой проблемой, – высказывает мнение Тамара Путина.

– Да уже одно то, что все наши выросли хорошими людьми и состоялись в профессии, говорит о том, что Анфиса Александровна – прекрасный человек и замечательный педагог, – резюмирует Галина Мильке.

Для давно поседевших воспитанников встречи у Анфисы Колеговой – возможность окунуться в ушедшее детство. Для самой Анфисы Александровны – возвращение в юность и неоценимая поддержка. Когда, например, один за другим ушли из жизни муж и сын, ребята участвовали в организации похорон. Да и так, без всякого повода, то картошки, то овощей подбрасывают. Вроде бы и внучки не забывают о бабушке, постоянно помогают, но от помощи бывших воспитанников веет каким-то особым душевным теплом. Между прочим, гости от Анфисы Александровны уходят не с пустыми руками: обязательно одарит вязаными носочками, шитыми сорочками. А уж про подарки к дням рождения бывших питомцев, которые они тоже с некоторых пор отмечают вместе, и говорить нечего: вкусы своих воспитанников Анфиса Александровна помнит еще с тех, детдомовских времен.

 

Мужчины и женщины элегантного возраста едва помещаются в крохотной квартирке Анфисы Александровны. Определить среди них виновницу торжества невозможно: стройная, изящная, с молодыми сияющими глазами, она выглядит ровесницей своих воспитанников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + 8 =