Первую экстренную помощь учащемуся должен оказать школьный медик. Но его обязанности этим не ограничиваются

Об организации работы медицинских кабинетов в образовательных учреждениях рассказывает руководитель управления Росздравнадзора по ТО Михаил Чиняев.

Работает в школе, подчиняется поликлинике

– Медицинские кабинеты, которые есть в каждой школе, являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения – либо детской поликлиники, либо ЦРБ, – подчеркивает Михаил Чиняев. – Директор школы обязан предоставить помещение под кабинет с набором мебели. А персонал кабинета, который состоит в штате ЛПУ, должен оказывать детям медицинскую помощь. Деятельность школьных педиатров и медсестер контролируют заведующие специальными отделениями детских поликлиник. За каждой поликлиникой закреплено несколько школ по территориальному принципу. На 1 250 учащихся положена одна ставка врача-педиатра, на 600 учащихся – одна ставка среднего медицинского работника.

 Зачем родителям знать функции медперсонала?

– У школьных медработников очень много обязанностей, – продолжает Михаил Чиняев. – Первая – оказание неотложной медицинской помощи в экстренных ситуациях. В школе ведь всякое может случиться: ребенку стало плохо на уроке, или он получил травму на перемене.

Вторая – организация и проведение профилактических медицинских осмотров. В 1, 4, 9 и 10-х классах проводятся комплексные осмотры с привлечением узких специалистов, остальные классы осматривает только педиатр. Все доктора выносят свои заключения, школьный педиатр их обобщает и передает информацию в поликлинику. В итоге сведения о здоровье каждого ребенка попадают участковым педиатрам. Очень удобно, когда ребенок по территориальному принципу учится в школе и по такому же принципу относится к поликлинике. Тогда одни и те же специалисты наблюдают ребенка в поликлинике и в школе. Но в Томске у примерно 15% учащихся этот принцип не соблюдается: дети учатся в гимназиях и лицеях, находящихся в других районах города. Но все равно результаты осмотров доводятся до тех поликлиник, к которым дети прикреплены.

Третья – организация и проведение профилактических прививок. Каждая прививка делается медсестрой только после осмотра врачом. Прививки ставятся одноразовыми шприцами и обязательно с информированного согласия родителей. Если родители против, они должны предоставить письменный отказ.

Четвертая – профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Школьные медики должны следить за тем, чтобы парты и другая мебель не влияли на осанку, не приводили к искривлениям позвоночника. Кроме того, в их обязанности входит профилактика ОРЗ. Очень важно при первых признаках заболевания отстранить ученика от занятий, проследить, в каком состоянии он вернулся после лечения. В случае необходимости освободить от физкультуры, от труда.

Пятая – контроль остроты зрения. В классах часто окна зашторены, на подоконниках стоят цветы, все это ухудшает освещенность и плохо сказывается на зрении. Через каждые 15–20 минут в младших и через 25–30 в средних классах нужно делать перерывы в чтении, чтобы глаза отдыхали, а они отдыхают, когда закрыты или когда смотрим вдаль. За соблюдением этих правил следят медработники. Кроме того, они обязаны заниматься профилактикой стоматологических заболеваний. В Томске, правда, остро не хватает сертифицированных детских стоматологов. Тем не менее медперсонал должен проводить санитарно-просветительскую работу: как правильно чистить зубы, полоскать полость рта… Он же контролирует качество школьного питания, чистоту помещений и так далее.

Зная обязанности школьных медиков, родители в случае их неисполнения могут потребовать от руководства школы или поликлиники навести порядок. Если те не отреагируют – обращаться к нам или в другие надзорные органы.

 Выйти из подполья

– Сегодня медперсонал есть во всех школах области, – резюмирует Михаил Чиняев, – но значительное количество школьных кабинетов не имеют лицензии на медицинскую деятельность. То есть поликлиники и ЦРБ, направившие своих сотрудников в школы, занимаются этой деятельностью незаконно. Причем в большей степени эта проблема присуща Томску. В Каргасокском, Парабельском, Колпашевском, Асиновском и ряде других районов школьные медкабинеты пролицензированы. А в областном центре – единицы. Дело в том, что руководители некоторых школ не торопятся оформлять документы на безвозмездную сдачу в аренду своих площадей. Надзорный орган обязан периодически проверять, как в учреждении хранятся медикаменты, как используется оборудование, как организован лечебно-профилактический процесс, как подготовлен медперсонал. Но если нет лицензии, прийти с проверкой нельзя. При этом меры административного наказания очень жесткие: за деятельность без лицензии юрлицо (детскую поликлинику) могут наказать штрафом от 170 до 250 тыс. рублей, а руководителя – до 50 тыс. Пока нет жалоб, мы не наказываем. Но как только поступит первая жалоба, мало никому не покажется. Стоит ли доводить ситуацию до крайности?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 3 =