По следам рыбного мора

Контролирующие ведомства, руководство ТЭЦ СХК и владелец рыбоводческого комплекса Виктор Кинев сели за стол переговоров

 

15 сентября в департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды собрались представители различных служб, которые принимают участие в поиске причин экологической катастрофы, произошедшей 2 сентября. Совещание прошло в закрытом режиме. О чем говорили, что сделано и что планируется, «ТВ» узнал у непосредственных участников переговорного процесса.

 

Кто виноват и что делать?

2 сентября в единственном рыбоводческом комплексе области за 15 минут погибла почти вся рыба (10 тыс. осетровых, 2,5 тыс. карпов). Владелец комплекса бизнесмен Виктор Кинев, вложивший в площадку 35 млн рублей, заявил, что причина мора – водосбросы с ТЭЦ СХК. Кинев рассказал: вода, которую ТЭЦ берет из Томи, используется для охлаждения котлов, проходя замкнутый цикл, а остудив емкости, возвращается через тепловой канал обратно в речку. Без каких-либо примесей – так следует из отчетных документов лаборатории СХК. У рыбоводов комплекса, заявивших, что своими глазами видели мутный водосброс, появились основания усомниться в достоверности этих сведений. Предположения, что причина гибели рыбы – именно сброс с ТЭЦ, высказали и экологи-общественники, и представители департамента природных ресурсов. СХК со своей стороны распространил пресс-релиз, суть которого – работают согласно технологическому процессу, подозрительных сбросов не было.

 

За закрытыми дверями

– На совещании, где собрались представители природоохранной прокуратуры, Росприроднадзора, Росрыболовства, департамента природных ресурсов, где присутствовали главный инженер СХК и владелец рыбоводческого комплекса, позиция комбината не изменилась. Участники диалога пытались получить от его представителей хоть какую-то информацию о том, что именно могло попасть в воду, но ничего, кроме «на все ваши вопросы вы получите официальные ответы», не прозвучало, – рассказал эколог-общественник Сергей Жабин.

– В мой адрес раздались упреки от главного инженера СХК: с какой стати без их разрешения беру воду из теплового канала, – продолжает тему Виктор Кинев. – Ответил: согласно Водному кодексу, где написано, что рыбоводческие комплексы имеют право брать воду из тепловых каналов гидротехнических сооружений без согласований.

 

Попытка № 2

Новость из Верхнеобского управления о том, что комплекс по рыборазведению Виктора Кинева включен в программу по зарыблению водоемов Томской и Кемеровской областей осетровыми, стала для предпринимателя испытанием. Кинев взял паузу на неделю. А 15 сентября все-таки дал утвердительный ответ главе Новосибирского управления:

– Попробую… еще раз. На следующей неделе купим форель, позже – нельму. Хотя задор уже не тот, – откровенен Кинев. – А начну с монтажа на тепловом канале задвижки с электронным носителем, которая автоматически, как только пойдет вода с иным химическим составом, прекратит забор. Постараюсь свой комплекс обезопасить сам. Но если такое опять случится, мутная вода побежит прямо в Томь…

На это в департаменте природных ресурсов сообщили: государственные службы вложатся в безопасность федеральной Томи. Томский филиал гидрометеоцентра организует на канале ТЭЦ (в пределах границ с рыбоводческим комплексом) один из круглосуточных постов. На канале в трех точках регулярно будут делать заборы воды, установят специальные датчики, моментально сигнализирующие, если химический состав воды, идущей с ТЭЦ, изменился. Этот сигнал станет официальным основанием для разбирательств.

 

Экологи брали пробы воды из канала не в момент сброса – уже после гибели рыбы. Главный специалист департамента природных ресурсов Нина Цехановская пояснила: три пробы показали «хвост» проблемы – солевой состав менялся, но что именно за вещество на это повлияло, выяснить не удалось.

 

Массовый мор рыбы произошел в частном хозяйстве предпринимателя Кинева 2 сентября. Буквально за 15 минут погибло почти 10 тыс. осетровых и 2,5 тыс. карпов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 3 =