Может ли «большое и светлое» родиться под сенью решетки?

Недавно в Советском районном суде рассматривалось дело о разбойном нападении. Подсудимый, в прошлом неоднократно преступавший закон, получил четыре с половиной года колонии особого режима. Ситуация тривиальна до оскомины: алкоголь, нож, требование денег… Единственный нестандартный момент: пьяного разбойника скрутили и сдали в полицию сознательные граждане. Причем не какие-нибудь охранники, а просто прохожие. Оказывается, не перевелись еще в наших широтах незаметные герои! Но мы не о них. На самом деле эта история – о любви, которая может расцвести даже на помойке. Вот только плоды ее бывают горькими. Трагическую историю такой любви рассказал в своей «Калине красной» Василий Шукшин. Однако в жизни редко бывает «как в кине». И, сдается, великий советский писатель, актер и режиссер сильно виноват перед сотнями, а то и тысячами одиноких российских женщин, поверивших в сказку о матером уголовнике, которого преобразила любовь к простой русской женщине.

img_26_01

Телефонная связь

Конечно, Шукшин не на пустом месте придумал свою Любу. Такое явление как «заочницы» реально существовало в стране Советов и, благополучно пережив перестройку, с новой силой развилось во времена демократизации и либерализации. Браки и даже венчан

ия за решеткой, в СИЗО и на зоне стали обыденностью, а установившаяся практика долгих свиданий превратила суррогатную тюремную семью почти что в настоящую. Можно «век воли не видать» и настрогать при этом кучу наследников. Подруг жизни находят, извините за дурной каламбур, даже осужденные на пожизненное. Даже кровавые маньяки! Может, девушкам, способным увлечься (о любви в данном случае говорить не будем) патологическим убийцей, оставившим за плечами горы трупов, самим бы не помешало провериться у психиатра? Большинство «заочниц», безусловно, вполне нормальные женщины. Разве что очень несчастные, впавшие в депрессию, имеющие низкую самооценку.

Но не обязательно. Бывает, что к романтическим отношениям с заключенными может подтолкнуть похожий опыт родственниц, подруг, да что там – матери! Причем парадоксальным образом все негативное (а его-то как раз выше крыши) в таком опыте отрицается, каждая неофитка свято верит, что «у меня-то точно всё будет наоборот». А последствия порой бывают ужасными.

Героине нашего романа, так несчастно закончившегося в зале заседаний самого гуманного в мире суда, еще крупно повезло. Кстати, она в суд не пришла. Как рассказал нам один из участников процесса, женщина, похоже, действительно серьезно отнеслась к случайному знакомству, стремительно переросшему сначала в страсть, а затем в кошмар.

Началось все очень стандарт-но. Пустой вечер, дрянной сериал про очередную современную Золушку. И вдруг телефонный звонок. Приятный баритон: «О, извините, я, кажется, ошибся номером». Широко известная зековская разводка. Но это смотря кому известная. А наша героиня даже и не подозревает, что ей звонят из мест не столь отдаленных!

Далее по сценарию – «Девушка, а что у вас такой голос грустный?». И пошло-поехало.

На зоне существуют целые стратегии «ловли» женщин с воли. Опытные сидельцы подскажут, с помощью каких специальных психологических приемов можно научиться необходимым навыкам, чем именно должен обладать мужчина, чтобы привлечь заочную подругу. Кстати, авторские тексты самих заключенных об основах психологии, о приемах манипуляции, о том, как сделать так, чтобы женщина попала в психологическую зависимость, можно легко найти и в Интернете. Но ведь это если искать! А когда «бедное сердечко» встрепенулось в надежде?

Слово за слово, один разговор за другим… К тому времени, когда обладатель красивого мужественного голоса признался, что звонит из колонии, наша героиня уже была готова принять его таким, какой он есть. Тем более что таинственный незнакомец (да нет, ей, конечно же, казалось, что они знакомы тысячу лет, он ведь такой добрый, чуткий, внимательный!) обрадовал: скоро они встретятся. Он выходит по УДО и, если она не против, приедет прямо к ней! Против?! Да она готова на все, лишь бы быть с ним!

Недолго музыка играла

И он освободился. Под самый Новый год. И праздник встречали уже вместе, и первые счастливые несколько недель… Он и в самом деле оказался симпатичным. И внимательным, и нежным, и страстным. Какое-то время. Домой она летела как на крыльях.

Слегка напрягало только то, что милый друг – молодой, здоровый мужчина – не спешит устраи-ваться на работу. Как выпьет – становится агрессивным. Дальше – больше. Осторожно поинтересовалась планами на трудоустройство – нарвалась на грубость. В следующий раз была настойчивей – и была послана по известному адресу. Наконец однажды, после попойки, поднял руку…

Все-таки отдадим женщине должное: до критической она ситуацию не довела. Не стала дожидаться, пока «муж-объелся-груш» вынесет из дома всё ценное или поделится подругой жизни с корешами. Или произойдет еще что-то такое жуткое, о чем рассказывают в соцсетях ее подруги по несчастью. Она просто объявила: у нас все кончено, уходи.

Ха. Это она думала – все кончено. А он так вовсе не считал. И продолжал ходить. И требовал теплоты – ее ведь так не хватало! Потому что он, молодой еще мужчина, 1980 года рождения, уже отбывал наказание и за убийство, и за разбой, и за причинение тяжкого вреда здоровью, и за угрозу убийства… Она была ему нужна, и отпускать ее он не собирался!

«Заочницы» бывают разные: без образования и со степенью, обрюзгшие и с галереей селфи из фитнес-клуба, безработные и руководители, пожилые и несовершеннолетние. Некоторые настолько броско выглядят, что не каждый вольный мужчина осмелится завести знакомство и будет очень тщательно подбирать слова, даже и не догадываясь о том, что эта девушка уже давно шлет признания в любви 55-летнему жителю ИК «Белый лебедь», последний раз выходившему на свободу еще при Горбачеве.

Все хорошо, что хорошо кончается. Хотя, конечно, «хорошо» – это последнее, что она могла подумать, когда однажды вечером он, пьяный и страшный, вбежал к ней в магазинчик, размахивал ножом, матерился и требовал отдать выручку. Чем бы все кончилось, не войди те случайные покупатели?

На суде он полностью признал свою вину. Но с учетом всех обстоятельств, в том числе наличия других судимостей, тяжести совершенного преступления, суд приговорил его к четырем с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Приговор в законную силу не вступил.

«Заочницы» как феномен

Для женщин, попавших за решетку, единственным источником поддержки, как правило, остаются матери. Российские мужчины очень редко ждут своих жен и подруг, попавших в места заключения. С мужчинами ситуация иная, многим из них помогают жены, а те, кому не повезло, могут без труда найти «заочницу».

Почему женщины, зачастую совсем молодые, из всех возможных вариантов выбирают мужчину «из-за колючки»? Елена Омельченко рассказывает об этом феномене в работе «Заочные подруги сидельцев».

Жизненный выбор женщин, особенно молодых, которые предпочитают строить отношения с незнакомым мужчиной, находящимся в заключении, нельзя не назвать специфическим. Многие из них после нескольких месяцев переписки оформляют брак со своими «возлюбленными». Таких женщин довольно много.

Чего они ждут от таких отношений, на что надеются? Кто-то таким образом получает «тепло и ласку», кто-то – «мужское плечо», а кто-то, наоборот, реализует себя в качестве сильной женщины, помощницы и добытчицы. Даже папа, проверяющий по телефону уроки у ребенка, которого ни разу не видел, оказывается, обычное дело.

Женщины, ждущие мужей из колонии, говорят, что самое важное – понять, что тюрьма – это не настоящая жизнь. Большинство «заочниц» считают жизнь в тюрьме не только настоящей, но и максимально мужской, извлекая из рассказов своих мужчин уроки силы и независимости. Для многих из них тот факт, что отношения с сидящим мужчиной лучше, чем с освободившимся, оказывается серьезным ударом. Но есть и те, кто смог помочь своему близкому человеку адаптироваться к жизни на свободе. Но это уже совсем другая история.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × пять =