«А Россия – лучше всех…» Академику Валерию Пузыреву исполняется 75 лет

Валерий Павлович Пузырев – академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, в недавнем прошлом – основатель и руководитель НИИ медицинской генетики Томского научного исследовательского медицинского центра, почетный гражданин города Томска – отмечает свое 75-летие.

От интервью ученый категорически отказался. Пояснил, что дата рядовая и о себе он уже все сказал. А если о деле, то пошутил, что недавно развернутое интервью он дал Вадиму Степанову, директору Томского НИМЦ, с которым почти два часа беседовали о том, как развиваться институту медицинской генетики, отмечающему осенью свое 40-летие.

– К этому событию я тоже готовлю выступление, – сказал собеседник. – Для меня это важная дата.

Может, и прав академик Пузырев, отказываясь от повторения того, о чем он не раз рассказывал. Тем более что его когда-то молодой коллега по институту Вадим Степанов как-то заметил:

– Особенность Валерия Павловича – не повторять уже сделанное, а идти непроторенными путями. Да и можно ли вместить в ограниченный формат рассказ о том, чего добился ученый Пузырев в жизни, если одно перечисление его научных достижений и званий займет не одну страницу.

И все же о биографии Валерия Пузырева уместно напомнить потому, что именно ему город Томск обязан не только открытием уникального института, но и созданием серьезной научной школы, возможностью широкого применения научных достижений НИИ генетики в повседневной практике.

О детстве

Ох уж эта рында! Кто же из тех, кто знаком с Валерием Пузыревым, не слышал о звоне корабельной рынды и о том, что он был одним из первых советских пионеров, посетивших первый атомоход «Ленин». А все потому, что пятиэтажка, в которой жила его семья, находилась в нескольких сотнях метров от этого знаменитого судна.

– Я жил в поселке под Мурманском, где была стоянка атомохода, – вспоминает Валерий Павлович. – Моего отца, морского офицера, хорошо знакомого с командиром корабля, пригласили на экскурсию. Он, разумеется, захватил с собой меня и моих друзей. Так я и оказался на атомоходе. А вообще, рында сопровождала всю нашу мурманскую жизнь, и с тех пор это мой любимый звук.

О студенчестве

В 1965 году Валерий Пузырев поступил в Новосибирский медицинский институт, который определил всю его дальнейшую профессиональную судьбу. Еще на выбор повлияли книги Василия Аксенова «Коллеги» и «Иду на грозу». Если раньше он хотел стать просто врачом, который сидит с фонендоскопом у постели больного, то постепенно стал понимать, что врач – это нечто большее.

Важнейшим моментом учебы в институте Валерий Пузырев считает и студенческий научный кружок при кафедре факультетской терапии. Он объединял интересы в двух областях знаний – терапии (общей патологии) и медицинской генетики. Обязательным было участие в экспериментальной лабораторной работе. Также в институте действовал студенческий научный совет, Валерий Пузырев стал заместителем руководителя.

О первых шагах в науке

Путь в науку был предопределен. Надо заметить, что это был интересный период времени. За два года до поступления Пузырева в вуз было издано постановление ЦК КПСС о реабилитации генетики как науки. Новое, безусловно, манило. Поэтому неудивительно, что в аспирантуру будущий ученый поступил по направлению «медицинская генетика».

Научным руководителем был профессор Дзизинский, который вскоре перешел на другую работу, и аспирантуру пришлось закончить досрочно. Пузырева назначили ассистентом кафедры факультетской терапии педиатрического факультета с новым руководителем. В 1977 году он защитил кандидатскую диссертацию и в соавторстве с профессором Дзизинским издал первую в России монографию «Наследственность и атеросклероз».

А вскоре Валерий Пузырев стал самым молодым доцентом среди клинических кафедр института. В это же время он прошел по конкурсу на должность руководителя лаборатории медицинской генетики Института клинической и экспериментальной медицины СО АМН СССР (по совместительству). Это была первая в Сибири лаборатория подобного профиля. Определился объект научного исследования – генетика многофакторных заболеваний. Начались первые экспедиции на Север для изучения патологии коренных народов. Всего за свою научную жизнь Пузырев провел и организовал около 20 экспедиций на Крайний Север. Все с нуля.

О прощании с Новосибирском

Совсем неожиданно весной 1981 года академик АМН СССР, главный ученый секретарь АМН Николай Бочков предложил Пузыреву организовать и возглавить отдел, а затем и самостоятельный институт медицинской генетики в Томске. Вслед за телефонным звонком последовало письмо о том, что предложение об организации лаборатории, а в последующем отдела в Томске поддержано, а кандидатура Пузырева как руководителя одобрена.

– После раздумий, переживаний и тяжелых разговоров с ректором НГМИ Игорем Григорьевичем Урсовым и моим учителем Влаилем Петровичем Казначеевым я был благословлен на отъезд в Томск. Официально моя жизнь в Новосибирском мединституте закончилась 15 сентября 1981 года, – вспоминает Валерий Пузырев.

О работе в Томске

Вместе с новоиспеченным руководителем лаборатории из Новосибирска решились на переезд трое его коллег и учеников. Еще двое специалистов – супруги Назаренко – приехали из Фрунзе. Все вместе командой прошли долгий путь – от торжественного открытия отдела летом 1982-го до сегодняшнего дня. Начинали работу вшестером, а сейчас в коллективе 150 человек!

Сначала лабораторию разместили в поселке Спутник. Затем по мере ее роста и расширения нашлось здание в центре города. В 1982 году состоялось открытие отдела медицинской генетики, в 1986 году он вошел в состав Томского научного центра Сибирского отделения РАМН, а в 1993 году НИИ медицинской генетики стал федеральным клиническим центром медико-генетической службы Минздрава РФ. Сегодня это одно из ведущих медико-генетических учреждений страны, где миссией НИИ является выявление фундаментальных генетических основ патологии человека, разработка и внедрение инновационных геномных технологий диагностики, лечения и профилактики наследственных болезней человека…

Удалось построить лабораторный корпус института и клинику на 50 коек. Открыть диссертационный совет по специальности «генетика», принимающий к защите работы по биологическим и медицинским отраслям науки. На базе Сибирского государственного медицинского университета открыта первая в Сибири кафедра медицинской генетики.

Академик Евгений Чойнзонов, директор НИИ онкологии, так оценил деятельность Валерия Пузырева:

– Им проделана гигантская работа, причем на пустом месте. Не было ничего – ни института, ни научной школы, ни клиник. А он это все создал. Открыл первую в стране генетическую клинику…

А депутаты Томской городской думы, представляя его к званию почетного гражданина Томска, отмечали, что академик Пузырев входит в золотой состав Томской науки, но особая ценность его работ для томичей состоит прежде всего в прикладном характере.

Об учителях и наставниках

– На всех этапах становления и развития медицинской генетики в Сибири рядом были мои учителя-наставники. Своими учителями считаю Влаиля Петровича Казначеева, Николая Павловича Бочкова и Виктора Мак-Кьюсика. У каждого из них свои корни в медицинской специальности и науке. Академик Николай Павлович Бочков, например, выдающийся отечественный генетик, много сделавший для реабилитации генетики в стране.

С еще одним выдающимся медицинским генетиком – Виктором Мак-Кьюсиком из Университета Джона Хопкинса (Балтимор, США) – судьба свела меня также в студенческие годы. Я бывал в этом университете, прошел международный курс обучения по экспериментальной и медицинской генетике в Бар-Харборе на базе Лаборатории Джексона, где находится всемирно известная ветеринарная клиника, в которой выращиваются животные для генетических экспериментов, ведутся уникальные исследования. Переписывался с ним, встречался на конгрессах, беседовали и обсуждали научные проблемы – это хорошая школа.

О патриотизме

По воспоминаниям самого Валерия Пузырева, он немало поколесил по свету, не раз бывал в зарубежных командировках, в некоторые страны выезжал до десяти раз. И всегда помнил, что любимой песней его отца была «Хороша страна Болгария, а Россия – лучше всех».

– Чувство любви к Родине, которое порождено отцом, проверено мною на практике, – признается Валерий Павлович.

И как же актуально и пророчески звучит его суждение сегодня, которое он высказал еще в 2017 году…

– Я понимаю тех ученых, которые уезжали в другую страну ради развития своей научной концепции. Но многие уезжали за колбасой, за материальными благами. И сейчас, когда мы пытаемся многих вернуть, хотелось бы иметь какие-то маркеры, чтобы понимать: человек, которого мы пытаемся вернуть, с какой целью туда ехал? Ради чего бросил страну в трудное время? Ради науки – можно понять. Ради материальных ценностей – подумать.

И это касается не только ученых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × пять =