А яйцо-то не простое, расписное все такое. Юные томичи с интересом осваивают занятие предков

В дни Страстной недели в одном из первых классов детской художественной школы № 1 пахнет не только красками, но и пчелиным воском. Здесь ученики от 11 до 13 лет в рамках знакомства с декоративной композицией изучают различные виды росписи. Кто-то из педагогов отдает предпочтение хохломе или гжели, а вот Оксана Нетребо решила накануне Светлого Святого Воскресения провести для своих учениц мастер-класс по росписи пасхальных яиц.

От писанки к современности

Эта традиция пришла к нам из далеких времен. Сначала славянские племена, а потом и христиане расписывали сырые яйца – символ плодородия и возрождения – путем нанесения на рисунок растопленного воска. Его именно писали, а не рисовали. Отсюда и пошло название – писанка. В наши дни для удобства оформления и хранения расписных экспонатов принято иметь дело лишь со скорлупой, а белок с желтком удаляют, проделав тончайшие отверстия в яйце – сверху и снизу.
– Первое, что мы делаем, покрываем воском те участки, которые хотим оставить белыми, – поясняет педагог детской художественной школы № 1 Томска Оксана Нетребо. – Затем окунаем яйцо в краску: традиционно используются желтый, красный, черный цвета. Мы применяем пищевой краситель в таблетках и анилиновые краски. Можно добавлять также природные цвета – свеклу или луковую шелуху. Окрашиваем по принципу от светлого к темному.

По методу фотопроявки

Для первого знакомства с техникой педагог предложила своим ученицам простой геометрический орнамент. Так они учатся проводить прямые линии на сферической поверхности. Сделать это не очень-то просто, поэтому предмет – яйцо куриное, гусиное, утиное – делится на три части: центр, верх и низ.
На занятие школьницы пришли с домашними заготовками-эскизами: кто-то сразу взялся за сложный орнамент в виде стилизованного изображения птиц, зверей, растений, а кто-то начинает с малых элементов в виде сеточек, решеток, черточек и точек. После согласования с педагогом ученицы аккуратно переносят мягким карандашом рисунок на яйцо. А потом каждая погружается в стихию творчества. Как же интересно наблюдать в этот момент за девичьими личиками!
Но скопировать рисунок на яйцо – это полдела. Дальше предстоит работа с кисткой. Этот металлический инструмент на деревянной руке, больше напоминающий миниатюрный ковшичек с носиком, сначала разогревают в пламени свечи, а потом опускают в воск, который расплавляется и вытекает через носик. Горячим воском начинают создавать будущий рисунок.


Дарья Белякова довольно уверенно выводит незнакомым инструментом черную сеточку на белоснежной скорлупе. Темный цвет воска позволяет видеть канву рисунка: то, что должно остаться белым, закрывается черным воском. Если же взять прозрачный воск, то он просто сольется с цветом скорлупы. Вот такой позитив-негатив получается, как при проявке фотопленки.
Работа, заверяет педагог, трудоемкая. На эту технику школьникам отведено три академических часа. Самая проворная ученица успела выполнить задание за предыдущий урок, а кто-то остановился на промежуточном этапе.
– В конце работы яйцо будет все черным: мы сможем увидеть рисунок на нем только после того, как растопим воск над пламенем свечи и уберем его салфеткой, – подробно знакомит с секретами росписи пасхальных яиц педагог. – Эта техника нравится мне тем, что до самого последнего момента не знаешь, какой рисунок получится в итоге. Здесь нужно все продумать до мелочей и держать рисунок в голове.

Натюрморт с вербой

А Вероника Семенова захотела перенести на скорлупу цветы яблони. Она не скрывает, что поначалу ей было трудно работать кисткой. Пока растопишь воск, пока донесешь до рисунка, а он возьмет и застынет. Но потом приноровилась, и дело пошло. Вероника рисует с самого детства. Как и мама-художница, отдает предпочтение пейзажу.
– Люблю рисовать воду, лес – я живу напротив соснового бора в Тимирязевском, – рассказывает о себе ученица седьмого класса общеобразовательной школы. – Наверное, в этот раз смогу помочь бабушке в оформлении яиц. Раньше она их красила только в луковой шелухе.
Катюша Подваленчук вернулась в класс после болезни, поэтому роспись пасхального яйца стала для нее в полном смысле открытием. Как и Веронике, ей ближе цветочная тематика, хотя сам рисунок школьнице еще предстоит придумать.
Другая юная художница – Соня Попова – взяла готовый сюжет из интернета: в глиняном кувшине пять веточек вербы.
– Тут и весна, и Пасха, – объясняет свой выбор ученица.
Пока одни еще пребывают в муках творчества будущего сюжета, кто-то уже осилил часть восковой работы. Педагог тут же методично объясняет ученицам, где и как следует подкорректировать композицию.
– Смотри, у тебя два изображения с одной и с другой стороны, а ты еще продольный поясок здесь протяни, – рекомендует Оксана Нетребо одной юной художнице, а другой советует усилить мелкими элементами орнамента вид сверху и снизу.
Важно, чтобы уже с первых шагов художественного образования дети и подростки учились соблюдать цветовое и тоновое равновесие. Особенно коварно соседство белого и желтого цветов, которые могут попросту слиться. Чтобы этого не произошло, их не следует располагать рядом.
Первой справилась с работой по воску Вероника Семенова. Она смело погружает яйцо в синюю краску.
– Если хотим получить неяркий тон, достаточно двух-трех минут, – рекомендует наставник, – а для максимального цвета держим яйцо до семи минут. Затем насухо вытираем, подносим к свече и медленно снимаем воск. Появляется рисунок: то, что было черным, стало белым, сейчас еще желтый и бирюзовый цвета проявляются. Если подольше подер­жать в краске, добавится еще и синий цвет. Надо быть аккуратным с открытыми участками, потому что они могут подкоптиться, и помнить, что с пустого яйца воск снимается легче и быстрее, чем с вареного.
Когда писанку полностью очистили от воска, все увидели нежные белые цветки на мятно-охровом фоне. Получилось очень нежно и воздушно. Действительно похоже на яблоневый цвет в момент буйного цветения. Но у педагога свой взгляд на работу.
– Вот этому листочку не хватает прожилок, – Оксана Михайловна объясняет Веронике ее недочеты. – Если бы закрасила светло-зеленым цветом, они бы хорошо проявились. Но для первого яйца, мне кажется, получилось замечательно.
Сама Вероника тоже осталась довольна собственным дебютом, успев за полтора урока сделать из обычного куриного яйца расписное.

Образцы для «Крупенички»

Самые интересные работы учеников бережно собираются педагогами для будущих выставок детского декоративно-прикладного творчества. Раз в два года лучшие образцы ребят демонстрируются в стенах Томского областного художественного музея в рамках межрегионального фестиваля-конкурса «Крупеничка». Юные художники школы № 1 в числе самых активных его участников.
На прощание Оксана Нетребо посоветовала и читателям «ТН» применить воск в украшении пасхальных яиц. Для этого нужно взять простую свечку, нагреть ее и накапать на белое яйцо воск так, как захочется – нужно дать волю своей фантазии, а потом окунуть в желтую пищевую крас­ку. Затем еще раз капнуть горячим воском и снова в краску, но уже другого цвета, и так далее. В результате получится очень необычная роспись на главном символе Пасхи. Нарядно и без особых затрат.

Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.