Актер, у которого получилось

Дмитрий Янин учился на экономиста, а стал артистом

Уже четыре года в Томском театре драмы играет молодой актер из Петербурга, родившийся в Караганде (Казахстан), Дмитрий Янин. Я намеренно не использую слова «работает» или «служит», которые чаще всего применяют, когда говорят о труде театрального актера. Они слишком тяжеловесны для Дмитрия, слишком высокопарны. Он именно играет. Как мальчишка, забегавшийся на улице, которого невозможно загнать домой. Он так увлечен своей игрой, этот мальчишка, своими созданными в его же голове сказочными мирами, что забыл обо всем на свете, кроме фантазии, которая стала для него единственной реальностью.

Когда узнаешь детали биографии Янина, то становится ясно: он действительно отказался от удобной реальности, от профессии экономиста, от жизни в столичном городе ради этого абсурда, которым часто становится жизнь театрального артиста в провинции. Но он решил играть и, кажется, начал выигрывать.

На крючке у искренности

Дмитрий Янин в полной мере обладает тем качеством, которое принято называть естественностью. Он естественный и органичный даже в тот неловкий момент, когда в спектакле «Фантазеры» по Николаю Носову изображает мальчишку, дерущегося на детской площадке. На крючок подлинности Янина я уже попалась однажды, когда смотрела спектакль «Сережа очень тупой». Он был таким убедительным, таким… тупым в этом спектакле, и мне так не понравился его персонаж, что сам Дмитрий не вызвал симпатии. Первоначальное впечатление оказалось стойким, сломать его было не просто. Второй раз я увидела Янина уже в одной из свежих постановок театра драмы – «Из племени Кедра», где он играет главную роль – Андрея Шаманова, жителя таежного поселка. И снова выглядит очень естественно, как будто и правда с юных лет ходит в свитере с растянутым воротом, болотных сапогах, штанах из грубой ткани, в которых и в тайгу, и на рыбалку, и на свидание с девушкой в лодку, тихо плывущую по ночной реке…

Я догадывалась, что Дмитрий больше и глубже тех образов, которые он создает на сцене, но не понимала, насколько. До тех пор, пока не попала на творческую встречу с ним. Надо сказать, что это очень удачная идея Томского драматического театра – проводить неформальные встречи с актерами, на которые они приходят без образов и грима, без костюмов и, самое главное, без маски, которая, бывает, прирастает настолько, что уже и человека под ней не разглядеть.

Дмитрий Янин пришел на встречу со зрителями совсем открытым, не защищенным никакой маской и в чистых лаковых ботинках. Это было так странно – как будто он из другого времени сюда попал. Из того времени, когда люди еще не ходили везде и всюду в кроссовках и мешковатой одежде, а были аккуратными, щеголеватыми и носили кроссовки только на беговой дорожке. Это было красиво и обаятельно – лаковые ботинки. Янин вообще очень обаятельный, с широченной улыбкой и детскими глазами. На этой творческой встрече он мгновенно забрал себе зал, не прилагая никаких усилий. Пусть малый зал театра драмы, но все же полный людей. И они сразу начали реагировать на то, что он рассказывал, – смеялись, аплодировали, подсказывали слова.

«Выразительный, хорошо оснащенный артист с живой необычной пластикой», – написал про Дмитрия Янина «Петербургский театральный журнал» в рецензии на томскую постановку по пьесе Леонида Андреева «Катя». Слегка угловатая пластика его длинного тела и мягкий тембр голоса вбирают в себя незаметно, тихо. Ему не нужны для этого бурные внешние эффекты. «Я очень стеснительный, – говорит о себе Янин. – Мне трудно коммуницировать с людьми». И сначала тебе как-то даже неловко слушать его откровенный рассказ о себе, хочется ему помочь, подбодрить, а потом вдруг внезапно чувствуешь, что ты у него в плену.

Эта странная страсть – актерство

Первая профессия, которую Дмитрий Янин получил в Казахстане, – экономист. На экономический факультет вуза он пошел вслед за друзьями – куда они, туда и он. Отучился, окончил, заслужил одобрение семьи и понял, что это был неправильный выбор.

– Я не хотел всю жизнь заниматься тем, что мне не нравится, даже если это приносит большие деньги. Стал думать, чего же я хочу. Сидел дома и записывал все профессии, которыми хотел бы заниматься. В этом списке была психология, почему-то риелторство – мне название очень нравилось. И актерство. Откуда пришло это желание стать актером, я не знаю.

Дмитрий, кажется, до сих пор удивляется тому, как сильно его захватила эта странная страсть – актерство. Родители возмущались: «Ты учился на экономическом, потрачено столько времени, денег!» А он пошел на случайные работы, лишь бы накопить средства и поехать в Петербург – учиться на актерском факультете. К поступлению готовился по интернету – читал, как и что сдавали на экзаменах другие люди, учил стихи, подготовил монолог Сергея Безрукова из фильма «Мамы», который тот произнес на могиле матери. И поехал поступать в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (СПбГАТИ), один из лучших театральных вузов страны. В первый день стоял возле входа в академию и думал о том, как не похож он на других абитуриентов.

– Все красивые, творческие, с гитарами. А у меня была другая жизнь, другие интересы, я занимался спортом и был очень стеснительным, – рассказывает Дмитрий. – Я думал, как сильно я от них отличаюсь, наверняка ничего у меня не получится, но хотя бы попробую.

Янин рассказывает о себе с детским недоумением, не пытаясь специально шутить, казаться смешным, а зрители почему-то смеются. Это очень особый, тонкий род юмора, который направлен в первую очередь на себя. Он как будто слегка высмеивает себя, борется с собственной застенчивостью, и люди вокруг смеются. И ему как будто становится легче, потому что смех, как и правда, освобождает.

У него получилось

В театральную академию Дмитрия взяли в первый же год. Правда, сначала на «кукольный» факультет, выпускники которого становятся актерами театра кукол. Через год ему пришлось сдать экзамены заново и поступить наконец на актерский. Он стал студентом мастерской заслуженного артиста России Сергея Бызгу. Пока учился, играл в нескольких спектаклях учебного театра «На Моховой» в Петербурге и даже снялся в кино. Сериал «Две сестры» делался для Первого канала, но лента до сих пор в производстве, о чем Дмитрий Янин тоже рассказывает с юмором.

– Там снимались серьезные артисты: Наталья Андрейченко, Всеволод Шиловский, Владимир Стеклов, Игорь Ясулович, Юлия Пересильд. После съемок я приехал домой в Караганду и рассказывал: «Я видел всех, все знаю, у меня был хороший гонорар»… Семья раззвонила родственникам, что наконец-то со мной случилось что-то важное, большое. А сериал все не выходит… Все уже начали сомневаться, снимался ли я вообще. Надеюсь, он все-таки однажды выйдет на экран.

После окончания театральной академии в 2018 году у Дмитрия была возможность остаться в Петербурге, играть в одном театре с сокурсниками, но он принял другое решение.

– Я понял, что хочу попасть в другую среду, уехать подальше, увидеть другие театры. Писал во все театры России, находил адреса электронной почты, отправлял заявки. Но надо было ездить на пробы, а на это не было денег. Из Томска ответил главный режиссер театра драмы Олег Молитвин, сказал, что будет в Петербурге, мы сможем встретиться, он на меня посмотрит и даст ответ. Для меня это был самый удобный вариант. Мы встретились с Олегом Павловичем, и он сказал: да, хорошо, приезжайте к началу сезона.

Сейчас Дмитрий Янин играет в двадцати с лишним спектаклях театра драмы. Он один из самых востребованных и любимых томскими зрителями артистов. У него получается заниматься тем, что ему очень нравится. Даже если это не приносит больших денег. Творческая радость и чувство, что ты на своем месте, – важнее. Похоже, что у Янина есть и то, и другое.

Справка «ТН»

Призер соревнований по кикбоксингу, пять лет занимался футболом. В списке навыков у Янина: фехтование, боевые единоборства, гимнастика, баскетбол, легкая атлетика, йога и лыжи. Он умеет жонглировать, играть на гитаре, танцевать хип-хоп, народный танец и модерн.

Автор: Ирина Корнева
Фото: Сергей Захаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × два =