Актриса из другого мира

Ирину Шишлянникову томский зритель любит. Любит искренне, безоговорочно, как любят всё настоящее, подлинное, качественное. Как любят то, что несет в себе тепло и гармонию. Любит в ней сам Театр.

Эта любовь-константа основана на доверии. Неважно, играет ли Ирина главную роль или роль второго плана или вовсе выходит в эпизоде – зритель знает, что получит удовольствие от ее игры, испытает высшее наслаждение от сопереживания судьбе ее героини или посмеется над нелепостью ситуации, которую оттенит актриса…

Иногда в памяти от спектакля остается какая-нибудь яркая деталь. Так, «Дон Хиль – зеленые штаны» вспоминается по гротескному образу Инесс (актриса наделила незадачливую невесту грассирующей речью и жестами глухонемой), а «РевюZero» – по унтер-офицерской вдове (разве можно забыть эпизод, когда она показывала городничему то место, по которому ее высекли). В общем, Ирина Шишлянникова, как алое боа, что примеряет ее толстая, смешная и трогательная Клара в «Имажинарии мистера О’Генри», – ярка, шикарна и незабываема.

«Проси не слишком много и не слишком мало»

Томские театралы следят за сценической судьбой выпускницы знаменитой «Щепки» (Московского театрального училища им. М. Щепкина) с того самого момента, когда она в 1996 году впервые вышла на томские подмостки и сыграла главную роль в притче «Колдунья», а потом завоевала симпатии публики, создав образ нелепой, но симпатичной кухарки Насти в комедии Эрдмана «Мандат».

К актерским удачам, бесспорно, относятся ее интеллигентная провинциалка Неля в арбузовских «Жестоких играх» (режиссер Юрий Ильин), Ангел из комедии-притчи «Ангел приходит в Вавилон» Дюрренматта и Альдонса-Дульсинея из «Дульсинеи Тобосской» Володина (оба спектакля Бориса Цейтлина). Они открывают ее репертуарный лист.

Интересно, что две вышеназванные постановки стали вехой не только в судьбе актрисы, но и этапом в жизни томской драмы. «Ангел приходит в Вавилон» впервые в истории театра в 2000 году был номинирован на «Золотую маску» и показан в Москве, «Дульсинея Тобосская» (2001) игралась на фестивале «Сибирский транзит», а работа Ирины Шишлянниковой была отмечена спецпризом жюри. Роль Дульсинеи актриса до сих пор считает одной из лучших своих ролей.

Оба спектакля Цейтлин ставил если не специально под Шишлянникову, то, по крайней мере, с учетом ее умения найти точную интонацию. По замыслу драматурга Ангел выполнял особое поручение Небес: он приносил людям бесценный дар – красоту и невинность в виде девушки Курруби. А по замыслу режиссера Ангел был камертоном всего спектакля – первая фраза героя Шишлянниковой, с которой начинался спектакль, задавала тон и темп всему действию на сцене. Ирина играла исследователя, которому интересны люди и жизнь на Земле.

Работа с Борисом Цейтлиным принесла актрисе и другие яркие роли и незабываемые ощущения. Со спектаклем «Придурок и другие» она вместе с коллегами побывала на гастролях во Франции и в Германии, так как проект «Истории школьного двора» имел международный масштаб. По словам Ирины, с Борисом Ильичом работалось легко, хотя и не без конфликтов:

– Это такая редкость – встретиться с режиссером, которого понимаешь и который начинает выявлять в тебе возможности, о которых ты сам не подозревал.

«Проси не слишком много и не слишком мало», – наставлял Ангел наивную девушку Курруби, отпуская ее к людям. Так поступила и сама Ирина Шишлянникова, когда ей пришлось довольствоваться ролями «служебными» (точнее, «обслуживающими») и даже такими, что составляют «фон жизни» главных героев, это Кассирша в «Черном молоке», Медсестра в «Оскаре и Розовой Даме», служанка Леонора в «Неприступной», гувернантка мисс Призм в комедии «Как важно быть серьезным», Немка в «Преступлении и наказании», сестра Матрены в «Матренином дворе»… К этим ролям относится как к дару небес. И большего не просит.

Сотворение образа

Иногда «свои» роли Ирина делает сама, придумывая не просто способ существования на сцене, но и сочиняя биографию персонажу. Именно так родилась уборщица Клара в «Имажинарии м-ра О’Генри», которая не поддается на провокации мужа, пытающегося хитростью выманить у нее доллар, заработанный тяжелым трудом, на пиво. Режиссер Андрей Черпин построил спектакль из разных рассказов О’Генри, но как единое целое. И в этом целом Ирина Шишлянникова вместе с Артемом Киселевым благодаря своей актерской фантазии создали настоящее каскадное шоу двух клоунов, искренне, но гротескно отрабатывая все возможные отношения мужа и жены. Используя весь арсенал комических приемов, актриса тем не менее делает свою героиню не только смешной, но и трогательной, нежной и романтичной. На что покупается эта тетка, которая одним ударом может пришибить мужа? Конечно, на ласковое слово и нежный взгляд! Но совершенно фантастическое преображение происходит с этой «крупнокалиберной» женщиной в следующей сцене, когда она, обмотав шею красным боа, начинает грезить о Голливуде, демонстрируя при этом прекрасный вокал и отличную пластику тела!

Через пластику тела Шишлянникова рассказывает о судьбе другой героини – обедневшей японской аристократки Касима-сан в спектакле Александра Огарева «Амели» по роману Амели Нотомб «Метафизика труб». Образ мадемуазель Куку в «Безымянной звезде» (постановка Олега Молитвина) решен на контрасте слов и интонаций, жестов и действий. Этот цербер нравственности, блюститель порядка в гимназии в интерпретации Шишлянниковой оказывается очень уязвимым человеком, в ней не зажила сердечная рана – она любит учителя астрономии и страдает от неразделенной любви.

Счастливый несчастный случай

– Вводы – это огромная часть моей профессиональной службы в театре, – с легкой улыбкой констатирует Ирина.

Только в текущем сезоне у нее случились два важных ввода – в «Визит старой дамы» и в «Бабу Шанель». Роли достались ей от Веры Тютриной, актрисы с другой психофизикой и другим темпераментом. Не разрушая внешний рисунок ролей, Ирина наполняет их новым содержанием.

– Моя Дама – человек гордый, очень независимый, локтями, зубами отвоевавший свое право жить так, как она считает нужным, – делится мыслями актриса. – Она делает это не бездумно, не хулигански. Да, обида – часть ее жизни, часть ее самой. И все-таки не месть движет Кларой, а желание расставить точки над i. В ней ужасает спокойная последовательность, ее готовность идти до конца в своем решении. Клара Цаханассьян не совершила преступления – она приехала с намерением убить, то есть подвести итоги этого города, этих людей, итоги своих отношений с Илом. Она не торопит никого, не давит. Просто ждет.

Ввод в этот спектакль Олега Молитвина подарил Ирине возможность вновь окунуться в драматургию Дюрренматта. Дама, как и Ангел, тоже из другого мира, но в отличие от Ангела она несет смерть. Однако Ирина еще играет и другое – у ее героини особая миссия – напомнить человеку о прошлом.

Напоминает о прошлом ее Югана из «Племени Кедра». Она тоже человек из другой цивилизации. Но с противоположным знаком.

– Югана – отдельный человек. Особый. Через нее идет ток истории. Она носитель не только культуры исчезающего народа, последняя из племени Кедра, но она же канал связи с сегодняшним днем, – рассуждает актриса.

Работать над ролью она начала с того, что прочитала повесть Александра Шелудякова. Потом читала о традициях и обычаях эвенков, рассматривала фотографии того легендарного спектак-ля 1970-х годов. Это тоже своего рода ввод. Но особый.

– Есть героини, которыми я восхищаюсь, я у них учусь, – признается артистка. – Это такой «песочек», который оседает внутри тебя. Ты приучаешь свой язык произносить их фразы с определенными ударениями, и оказывается, что эти фразы живут и вне сцены, обретая новые смыслы. И это тоже репетиция, потому что ты потом выйдешь к зрителю и произнесешь эти слова так, будто они твои.

…Во время учебы на курсе народного артиста России Юрия Соломина Ирина представляла себя трагической актрисой, такой, как великая Мария Ермолова. Но в своей актерской жизни ей чаще приходится играть острохарактерные роли. И все же иногда вдруг поверх текста Ирина выдает интонацию высокой трагедии. Она пронзительно звучала в проклятиях ее вдовствующей королевы Маргариты в «Ричарде III» В. Шекспира. Трагедию старой Юганы актриса передает через красноречивое молчание. Этот спектакль только родился, он только начинает дышать. А значит, для артистки Ирины Шишлянниковой работа над ролью еще продолжается.

Автор: Татьяна Веснина
Фото из архива театра драмы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 1 =