Александр Копанчук: Операции бывают разные

Хирург из Томска лечит пациентов, учит студентов, помогает в зоне СВО

22 мая, когда православные отмечали день памяти Николая Чудотворца, коллеги Александра Копанчука поздравляли его с очередным днем рождения. Хирургу от Бога исполнилось 45, из которых 23 года связаны с медициной.

Проверено на себе

Еще в подростковом возрасте он твердо для себя решил, что станет врачом. А поводом для определения своей будущей профессии послужила документальная повесть Ивана Куренкова «Проверить на себе», рассказывающая о подвиге советских врачей. О том, как заведующий лабораторией во время вспышки чумы в одной из азиатских республик придумал новую схему вакцинации от этого смертельного заболевания и опробовал ее на себе. Это были глазные капли. После столь опасного эксперимента вирусолог не заболел. А вспышка чумы в том регионе была подавлена.

– Меня это так сильно впечатлило, – вспоминает сегодня заведующий приемным отделением больницы скорой медицинской помощи (БСМП) врач-хирург Александр Копанчук. – И тогда я принял решение стать медиком. Правда, всегда хотел быть только хирургом.

И прилагал для этого все усилия. Хорошо учился в школе, налегал на анатомию, но особенно любил физику.

– Говорят, что математика является гимнастикой для ума, а я добавляю еще и физику, потому что именно этот предмет дает широту мышления. Для меня физика – это математика с философией, позволяющая получать нестандартные решения, наблюдать, как одно состояние вещества превращается в другое. Порой мы не все можем истолковать с научной точки зрения. Еще труднее объяснить присутствие третьих сил, когда находишься «за ленточкой». Там точно атеистов нет и каждый верит в своего Бога, – размышляет вслух доктор Копанчук.

Время выбрало нас

На вопрос о том, когда и как созрела идея отправиться в зону СВО, он отвечает коротко и емко:

– 24 февраля 2022 года мы сразу стали искать возможности попасть «за ленточку». Мы – это команда единомышленников – заведующий травматологическим отделением нашей больницы Александр Сусиков, врач-анестезиолог Михаил Гринченко и врач-травматолог Игорь Трухачев, который раньше тоже у нас работал.

31 мая добровольцы отправились в Донбасс. Их поддержали партия «Единая Россия», которая координировала всю логистику движения, и главный врач БСМП Олег Попадейкин.

– Нас всех распределили в больницу Докучаевска, это направление Волновахи, – рассказывает Александр Иванович. – В тех условиях можно было работать только в команде – такой поток пациентов и раненых шел… Порой в смену в больницу было до ста обращений. Это происходило после бомбежек, когда мирных жителей привозили целыми автобусами.

Второй раз томские врачи-добровольцы поехали в зону СВО в ноябре прошлого года. Их направили в Светлодарск Бахмутовского района, когда линия фронта проходила на расстоянии 8–10 километров от города. Там не было ни воды, ни света, ни тепла. Спали в спальных мешках, оперировали в больнице, которая функционировала только как здание. Пока там работали томские медики, прилетов по объекту не было.

Тем не менее, вспоминает доктор, именно там он провел свою самую долгую операцию, длившуюся более шести часов. Александр Иванович оперировал военного с осколочным ранением: смертельная начинка от снаряда повредила легкое, левую почку, селезенку, тонкий и толстый кишечник, мочевой пузырь. Ему ассистировал томский коллега – Юрий Василенок, а также врач-анестезиолог Михаил Гринченко. После оказания первой медицинской помощи раненого перевезли в Москву на лечение.

От политики к медицине

Кроме основной деятельности в БСМП, доцент кафедры хирургических болезней СибГМУ Александр Копанчук ведет для студентов-медиков на базе больницы курс травматологии и ортопедии.

– Сейчас, учитывая специальную военную операцию (в течение всего интервью доктор ни разу не привел ее сокращенный вариант – только полная расшифровка события в знак поддержки и уважения. Это сродни с Великой Отечественной войной – мало кто из нас может в разговоре, а тем более в письменном варианте сократить ее до безликого ВОВ. – Прим. ред.), наши занятия начинаются с политобзора, – подчеркивает педагог-наставник. – Я смотрю на реакцию студентов, прощупываю очень-очень аккуратно, стараюсь бережно подводить молодых людей к правде, связанной с сегодняшними событиями на Украине.

По словам Александра Копанчука, чтобы точно преподносить столь чувствительную информацию, он проштудировал горы книг, учебников, просмотрел немало документальных фильмов. Студенты ведь впитывают любую информацию как губка, поэтому тщательно отбирал исторический материал. Педагог не скрывает, что небольшая часть студентов негативно относится к событиям в Донбассе, кто-то принимает их всей душой, но большинство занимают нейтральную позицию.

От исторической разминки доцент Копанчук переходит к основному содержанию практического занятия – к хирургии и травматологии. Он рассказывает будущим хирургам о том, как сейчас меняется травма ввиду специальной военной операции. Порой врач не знает, что ждет его на операционном столе, и вновь приводит пример с проникающим ранением в надключичной области, когда осколочный снаряд задел практически все органы и вышел в области ягодицы. Вот так в комплексе он объясняет происходящее своим студентам, где слово «операция» имеет уже не только медицинский смысл.

Главное в педагогическом процессе, говорит наставник, – выдержка. За 23 года работы доктор Копанчук обучил немало хороших специалистов. Но и не слишком много: хирургия – это такая область медицины, где невозможен конвейерный поток подготовки кадров. Чтобы стать Хирургом с большой буквы, у каждого начинающего специалиста уходит много лет. Все зависит от желания ученика и таланта его наставника. И конечно же, приветствуются физические данные.

– Наверное, это больше мужская профессия, – размышляет Александр Иванович, отвечая на вопрос о том, какого она рода. – В травматологии требуется физическая сила, когда, например, тракцию (вытяжение) делаешь, сопоставляешь обломки. А в косметологии, конечно же, нужны женские руки, они бережнее зашивают.

Сегодня в приемном отделении БСМП трудится семь хирургов.

– Мы готовы работать столько, сколько нужно. Если случается тяжелое дорожно-транспортное происшествие с массовым поступлением пациентов, вызываем хирургов из дома. Наши всегда на связи! К этому правилу я приобщаю и студентов – быть морально готовыми в любое время приехать по вызову в больницу. Считаю, что этот педагогический подход универсален для всех сфер деятельности, – заявляет Александр Копанчук.

Когда работа становится хобби

Лично сам заведующий отделением БСМП свою работу называет любимым хобби. И никак иначе. Александр Иванович не устает повторять знаменитую фразу Конфуция о том, что, если человек «выберет себе работу по душе, тогда ему не придется работать ни одного дня в своей жизни».

– Большой плюс у меня еще и в том, что мой дом находится в 20 метрах от больницы, – замечает доктор. – Это очень удобно: например, вечером отправились с детьми на стадион «Локомотив». И пока сыновья тренируются, я могу зайти в отделение, переодеться, посмотреть прооперированных пациентов, особенно тяжелых. Дать указания медсестрам, подкорректировать, если нужно, схему лечения или сделать перевязку и с легкой душой вернуться к домашним.

Когда все находится в шаговой доступности, утверждает Александр Копанчук, тогда каждый рабочий день можно легко спланировать, расписав его буквально по минутам.

В таком устоявшемся режиме он трудится больше 20 лет. За этот период хирургия сделала колоссальный шаг вперед, но…

– Ни в коем случае нельзя отвергать прошлые достижения, – замечает специалист. – Да, сегодня очень сильно изменились хирургические подходы, позволяющие сокращать время и затраты на операцию, улучшать ее качество. Но это не говорит о том, что раньше хуже оперировали. Именно техническое оснащение позволяет выходить на качественно новый уровень проведения операций.

По словам доктора БСМП, полостных операций в их учреждении меньше не стало. Ведь хирурги скорой чаще всего имеют дело с травматическими повреждениями органов человека.

– Сейчас мы наблюдаем переход от больницы скорой медицинской помощи к оказанию помощи на полях специальной военной операции, – подчеркивает доктор Копанчук. – По сути, он мало чем отличается: что у нас здесь, что там – тяжелейшие пациенты, поэтому настало время по формированию единой концепции для ведения таких больных.

И опробовать ее в очередной раз на практике в Донбассе врач-хирург планирует до конца этого года.

– Мы взяты на карандаш в Москве, но уже не как волонтеры, а как резервисты, – поясняет Александр Иванович. – Теперь уже по специализации – кто больше будет востребован: хирурги, травматологи, анестезиологи.

И каждый раз, уезжая «туда», он знает, что дома его ждет надежный тыл – мама, жена и трое сыновей.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 − 2 =