Александр Таловский: «Качество – ключ к процветанию страны в целом»

Среди ноябрьских праздников есть один, хотя и малоизвестный, зато касающийся буквально каждого человека: Всемирный день качества (его отмечают во второй четверг ноября – нынче он выпал на 10-е). Инициатива учреждения этого дня, активно поддержанная ООН, принадлежит Европейской организации качества (ЕОА). В 1995-м ЕОА уже всю вторую неделю ноября объявила европейской неделей качества. А нынче Минпромторг РФ разослал по регионам письмо об объявлении ноября национальным месяцем качества промышленной продукции и услуг.

Интересно, что в ведущих странах мира с достаточно высоким уровнем жизни проблема качества продукции и услуг относится к приоритетным в экономике. Мы же, хотя и сталкиваемся с некачественными товарами гораздо чаще, к примеру, чем европейцы, об этой проблеме говорим меньше. Почему? Этот вопрос накануне «качественного» праздника «ТН» задали начальнику департамента потребительского рынка администрации Томской области Александру Таловскому.

– А может быть, уровень жизни в ведущих странах высок в том числе и потому, что требования к качеству товаров и услуг традиционно ставят там на первое место? От него зависит комфортность нашей жизни, здоровье и самоощущение людей, состояние окружающей среды… Из совокупности всех этих мелких деталей, добротности всего, что нас окружает, наполняет жизнь, и складывается то, что принято называть качеством жизни.

Так что высокое качество продукции – это уже не только вопрос успешного функционирования предприятия и составляющая его имиджа, а ключ к процветанию страны в целом. Вопрос-то государственный… Наукой выявлена взаимосвязь между уровнем развития систем качества в регионе, качеством жизни и демографической ситуацией.

Берем пока не количеством…

– Как с этим обстоят дела у нас?

– Уровень качества товаров и услуг в Томской области неуклонно повышается. Для нас это основная профессиональная задача. И, кстати, рождаемость в Томской области впервые за последние годы превысила смертность.

Проблема повышения качества действительно является одной из приоритетных в экономической и социальной политике нашего региона. Промышленные товары томских производителей занимают достойное место на потребительском рынке. Пусть не численно (местной продукции действительно пока не так много – всего на 460 млн рублей из 13-миллиардного годового оборота розничной торговли товарами легкой промышленности), но это бренды, за которые краснеть не приходится. Вспомните игрушки от «Царины», трикотаж «Милославы» («Томтекс»), обувь от ТЗРО и «Ронокса», одеяла-покрывала «РОВИС»…

К высоким стандартам качества наши предприятия идут сознательно и последовательно. Собственные лаборатории качества, заметим, есть на каждом уважающем себя предприятии.

Мы стремимся добиться того, чтобы покупатель, придя в магазин, мог выбрать из широчайшего ассортимента пельменей самые-самые вкусные. То же самое касается всего спектра товаров и услуг. Ведь самое главное для нас – чтобы человек был удовлетворен и покупкой, и уровнем обслуживания.

Кнутом и пряником

– Желание это понятно. Но как этот процесс можно регулировать?

– Важно все: контроль, мониторинг, проверка, обучение, консультирование, соревнование и стимулирование производителей. Действуем по всему спектру – от контроля за недобросовестными производителями до общественного признания и поощрения. По распоряжению губернатора Томской области создан и действует межведомственный экспертный совет по качеству и безопасности товаров и услуг, куда входят контролирующие органы, органы по сертификации, представители власти, бизнеса и научной сферы. Активное участие в этой деятельности принимают в профессиональные ассоциации и объединения.

– Но как оценить качество? В каких единицах? Его не измеришь ни в тоннах, ни в километрах, ни в секундах…

– Есть объективный показатель – уменьшение количества жалоб от покупателей. Их в Томской области действительно стало меньше.

Кто назовет лидера?

– То есть лидера определяют покупатели?

– Не только. Важна также оценка профессионального сообщества, коллег, экспертов. Чтобы она состоялась, мы регулярно организуем отраслевые выставки-ярмарки лучшей томской продукции, конкурсы кулинарного мастерства, выпускаем журнал «Репутация и качество». В рамках празднования Дня пищевой промышленности ежегодно организуем выставку-дегустацию пищевой продукции «Новинка». В начале декабря традиционно проводим международную научно-практическую конференцию «Качество – стратегия ХХI века» с участием ведущих специалистов из дальнего и ближнего зарубежья, с выступлением представителей органов власти, руководителей и специалистов организаций, ученых и преподавателей. Во время проведения конференции подводим итоги конкурса на лучшие товары и услуги Томской области.

– А внешняя оценка?

– Это прежде всего международная сертификация. Сегодня Томская область входит в десятку регионов-лидеров в РФ по относительной доле компаний, сертифицированных по ISO 9001:2008. У нас около 80% крупных предприятий различных отраслей уже сертифицированы. Занимаясь системами менеджмента качества, производители задумываются не столько об имиджевом значении международного сертификата, сколько о реальном построении эффективного и конкурентоспособного бизнеса, предоставляющего качественные товары и услуги.

Еще одна особенность томского бизнеса – стремление к совершенствованию кадров. Активно занимаются переподготовкой даже там, где изначально очень высокий уровень образованности, например на ТЭМЗе, где 80% рабочих имеют высшее образование. Около 760 компаний региона ежегодно обучают своих сотрудников на курсах и семинарах в Томске. Инвестиции в персонал свидетельствуют о понимании руководством значимости высоких компетенций.

Профи на ристалище

– Конкурс «Лучшие товары и услуги Томской области» мы затевали по аналогии с программой «100 лучших товаров России»? Как он прижился на Томской земле?

– Прекрасно прижился – нынче провели его уже в 14-й раз. Он действительно является региональным этапом программы «100 лучших товаров России». Принять участие в этом конкурсе почетно и престижно. Нынче соревновались 37 предприятий, причем не только пищевка и производители товаров народного потребления: например, в топ лучших товаров и услуг Томской области вошли гексафторид природного урана для обогащения от СХК, пиво «Ячменное фирменное» от «Томского пива», пельмени от «Сибирской Аграрной Группы», услуги общественного питания от «Газпром торг Томск», гостиничные услуги от гостиницы «Томск». Примерно 60% представляемых на суд жюри товаров-новинок, как правило, становятся призерами.

– Но этот конкурс если и главный, то не единственный?

– Профессиональные ристалища организуем одно за другим. Особенно их много в пищевке. Например, на прошлой неделе в Томске прошел пятый конкурс кулинарного мастерства «Царство вкуса – 2011» с беспрецедентным количеством участников: состязались 15 поварских команд, 23 кондитера, работали семь фуршетных столов, восемь барменов и бариста. Чуть ранее, 19 октября, состоялся областной смотр качества хлеба, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий в рамках выставки-ярмарки «Праздник хлеба – 2011». Популярность этого смотра также с каждым годом растет: если в 2009 году было заявлено всего 20 участников, то нынче соревновались практически все производители хлеба (хлебопекарная и кондитерская отрасль Томской области, заметим, немаленькая: 12 хлебозаводов, 158 пекарен и 60 кондитерских цехов, способных ежегодно производить свыше 120 тыс. тонн хлеба). Дегустационной комиссии пришлось попробовать 388 свежеиспеченных образцов, в списке победителей оказалось 37 фирм.

Вспомните: еще лет 10 назад в мусорных баках часто можно было увидеть булки хлеба. Сейчас такого не бывает. И дело вовсе не в цене, просто хлеб стал более качественным и разнообразным, на любой вкус. Откровенный брак встречается чрезвычайно редко.

– А чем отметим месячник качества, объявленный Минпромторгом?

– Мы работу над повышением качества ведем постоянно и поэтапно, от плана отступать не будем. Единственное дополнение: в ноябре объявляем акцию «Горячий телефон качества». Высказать претензии к товарам и услугам, предложения, пожелания можно будет по телефону

55-83-51 или по электронной почте: kachestvo@tomskcsm.ru.

Результаты мы постараемся опубликовать.

 

В кулинарном состязании «Царство вкуса-2011» приняли участие 15 команд из лучших ресторанов города. Конкурс проходил в виде реалити-шоу с трансляцией на сайте myttk.ru. Любой томич мог посмотреть на причудливые торты, понаблюдать за состязанием поваров, оценить фуршетные столы, своими глазами увидеть, как делаются коктейли, варится кофе и как потом это все подается на стол


Высказать претензии к товарам и услугам, предложения, пожелания в течение ноября можно по телефону 55-83-51 или по электронной почте: kachestvo@tomskcsm.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − 2 =