Алексей Долматов: О том, когда умрут консервативные университеты

долматовАлексей Долматов, старший преподаватель ТУСУРа

Американская образовательная онлайн-платформа Coursera запускает процесс тотальной русификации, со временем будут переведены все курсы, а их сейчас более тысячи. Авторы – профессора из 98 ведущих американских, европейских и азиатских университетов.

Очевидно, что уже произошел раскол системы профессионального образования на две неравные части. С одной стороны – университеты классического строя с деканатами, кафедрами, учебными планами на пять лет вперед, лекционными аудиториями на 200 человек, бюджетным финансированием, бюрократическим аппаратом, консервативными преподавателями, с устаревшими за десять лет до своего появления государственными стандартами нового поколения и прочими прелестями. С другой стороны – система, основанная на динамических образовательных структурах. Это так называемые онлайновые университеты.

Для такой формы образования характерна полная вариативность учебного плана в зависимости от потребностей студента. Широчайшая доступность образования в географическом смысле. Принципиальная кроссмодульность учебных программ, то есть даже в курс обучения басандайского железнодорожного техникума может быть вставлена лекция стенфордского профессора. Возможность построить обучение вокруг практической деятельности, например реального проекта. Отсутствие необходимости для студента и преподавателя находиться в одном и том же месте – для большинства образовательных активностей. И прочее, и прочее.

Принципиальным моментом новой системы является открытость (доступность) информации: вопрос об оплате возникает только в том случае, если на студента начинает тратить время преподаватель или требуется некий диплом формального образца.

Один из контраргументов обычно таков: «Да кто признает этот самодеятельный диплом, если учебный курс не проходил в России никакого лицензирования, сертификации?» Ответить на него можно анекдотом: «Вам шашечки или ехать?» Получение диплома и возможность отсрочки от армии – это паразитные функции, приданные системе образования бюрократическими государствами. В современном мире при устройстве на работу принципиальным является вопрос, обладает ли кандидат тем набором компетенций, который он декларирует. И в новой системе образования система рекомендаций и тестирования компетенций может полностью заменить систему университетских дипломов.

Техническая реализация подобных систем в настоящее время не представляет сложности, несмотря на то что та же Coursera от идеала еще очень далека и является, скорее, прототипом чего-то, что должно возникнуть в ближайшее время. Это не означает, что все университеты, не нашедшие места в динамической системе образования, мгновенно прекратят свое существование. В странах, где роль государства преувеличена, а классическая (в особенности, сырьевая) экономика более-менее сильна, загнивание университетов может затянуться на десятилетия. Поступившие студенты успеют доучиться, а значительная часть их преподавателей даже спокойно уйти на пенсию, но разрыв со временем будет только нарастать, а сфера применения формальных дипломов об образовании, получаемых при очном обучении «в стенах», сокращаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + двенадцать =