Альфред Дульзон: О погоне вузов за рейтингом

ДульзонАльфред Дульзон, профессор-консультант кафед­ры инженерного предпринимательства ТПУ

В марте министр образования и нау­ки Дмитрий Ливанов провел в Томске заседание международного совета программы повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100». По этой программе пять российских вузов должны к 2020 году войти в сотню лучших университетов мира. Были отобраны 15 вузов страны, сейчас осталось 14, и среди них распределялись отпущенные на эту программу средства. ТПУ и ТГУ были включены в четверку главных претендентов с самым большим объемом финансирования.

Я не знаю, кто подсунул нашему президенту идею о том, что мы должны обязательно попасть в топ-100 ведущих вузов мира. Само по себе добавочное финансирование хорошо, но, как всегда, за ним стоит и серьезный минус. Потому что сама задача попадания в рейтинг – это в значительной степени показуха. Фактически это удовлетворение честолюбия какого-то круга высших чиновников. Главная задача – повышение качества образования, а все эти рейтинги по сути своей вторичны.

Мы когда-то в рейтинге топ-100 были, хотя специально туда и не рвались. Просто по факту высочайшего качества нашего образования. Было это в советское время, когда комиссия сената США под руководством астронавта и сенатора Джона Гленна пыталась ответить на очень важный для американцев вопрос: почему Россия, потерявшая во Второй мировой войне так много человеческих и материальных ресурсов, обогнала США в космической гонке.

Комиссия пришла к выводу о том, что советское школьное образование является лучшим в мире и что высшее техническое образование России находится если и не на первом, то на одном из первых мест в мире. Система образования работала в нашей стране отлично, мы готовили хорошие кадры, начиная со школы и кончая вузом. Повторяю, это был не наш вывод, а вывод наших тогдашних противников, и оттого он вдвойне ценен и объективен.

Но потом ту советскую систему образования мы потеряли, а вместе с ней и места в числе лучших вузов мира. Теперь мы вновь хотим попасть в этот рейтинг, но каким-то совершенно неправильным способом – любыми средствами добиваясь необходимых показателей.

Хотя нужно просто иметь хорошее образование и хорошую науку. А при погоне за показателями о науке и образовании речи почти не идет, ими занимаются не в первую очередь. В итоге ученых и преподавателей ставят в условия, когда от них требуют выполнения труднодостижимых показателей в ущерб всему остальному.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 3 =