Алгоритмы жизни Зинаиды Алифоренко

Как из гимназии, рассчитанной на гуманитариев, выходят сильные ученики со знанием точных наук

Фамилия Алифоренко хорошо знакома в педагогической среде Томска. В начале 1990-х у учителя Сергея Алифоренко появилась идея создать в городе инновационное образовательное учреждение. И у него это получилось: Гуманитарный лицей Томска расположен напротив главного корпуса ТГУ.

Верной спутницей жизни до конца дней педагога-новатора была его супруга и коллега – Зинаида Ивановна. Они познакомились в студенчестве. Оба учились на физмате в Томском пединституте.

Учитель, воспитай ученика

– Сама я алтайка, – улыбается Зинаида Алифоренко. – В Томск приехала вслед за любимой бабушкой, хотя должна была учиться в Барнаульском пединституте. Помню, как в детстве, глядя на мои игры в школу, мама не раз повторяла: «Ой, Зина, ты точно будешь учителем». Так оно и получилось. Хотя в юности я хотела быть водителем, чтобы после дальних рейсов возвращаться на родной Алтай. И даже видела себя директором совхоза, где папа работал водителем, а мама – дояркой, поэтому мечтала так все поменять там, чтобы упростить их труд. Но перед выпуском я уже точно знала, что буду учителем: у меня было два любимых предмета – математика и литература.

Она сделала свой выбор в пользу точной науки из-за педагога в старших классах. Вот он, учительский авторитет! Учеба в институте давалась ей легко. Студенческие годы пролетели незаметно, и сразу после получения диплома Зинаиду Алифоренко направили на работу в Корниловскую среднюю школу. Вскоре туда же распределили ее мужа.

– Это было дорогое для нас время, – с благодарностью вспоминает ту пору Зинаида Ивановна, проработавшая в Корнилове 13 лет. – Все село тебя уважает, ты являешься авторитетом для детей и их родителей.

А потом она переехала за мужем в Томск и устроилась в 23-ю школу. И здесь ей пришлось привыкать совсем к другим условиям и законам жизни. После небольшой сельской школы, где все друг друга знают, тут было все такое огромное, незнакомое. Правда, через четыре года директор Нина Михайличенко отважилась создать на базе существующей школы гимназию, под которую было построено отдельное здание. Сюда же перешла и Зинаида Ивановна. С той поры минуло 30 лет.

За это время она пять раз выпускала во взрослую жизнь своих гимназистов, набирая ребятишек с пятого класса.

– Первый был пробный, второй выпуск – звездным: из 22 учеников 11 медалистов, – указывает на отличительные особенности своих подопечных учитель математики Русской классической гимназии № 2 города Томска Зинаида Алифоренко. – А третий стал мне родным – дети были мне близки по характеру. Они до сих пор приходят в гимназию, хотя многие разъехались по стране. Например, одна ученица, Галя Чекмарева, живет в Хабаровске, работает в федеральном министерстве. Тем не менее в Томске навещает не только своих родителей, но и нас.

Четвертый выпуск любил меня удивлять: на мой день рождения дети всегда раньше приходили в класс, запирались, прятали шарики под партами и, как только я открывала ключом дверь, выскакивали мне навстречу. Я уже знала про этот сюрприз, но все равно опасалась, а вдруг их там не будет. В конце концов так и случилось. Пришел следующий класс, который я выпустила в прошлом году. Этот набор был самым сильным в точных науках, поэтому многие ученики получали за ЕГЭ по математике по 96–98 баллов.

Несколько лет назад гимназия выиграла грант под названием «Виртуальная творческая лаборатория», который позволил педагогам вести различные проекты по нескольким предметам, в том числе и по математике, приглашать университетских преподавателей для подготовки детей к поступлению. Многие, кстати, потом стали студентами ТГУ и ТПУ, а также столичных вузов.

Математику можно нарисовать

В отличие от постоянно меняющихся гуманитарных дисциплин, математика была и остается консервативным предметом.

– Дважды два по-прежнему четыре, – замечает педагог с 48-летним стажем. – Мы так же изучаем с ребятами модули, алгоритмы. Единственное, что поменялось, так это методика преподавания, позволившая нарисовать сухую науку математику. Как?

В свое время Зинаида Алифоренко всем сердцем приняла инновационный проект под названием «МПИ: Математика. Психология. Интеллект», руководителем которого была профессор ТГПУ Эмануила Гельфман. В его рамках выпускались учебники, которые сейчас считаются всего лишь учебными пособиями. Тем не менее содержащиеся в них учебные тексты позволяют учителям лучше и качественнее доносить до учеников сложный предмет. Секрет весь в том, что эти учебные тексты напрямую связаны с психологией.

– Все мои выпуски были помешаны на МПИ-проекте, как и я сама, – признается Зинаида Ивановна. – Ребята ведь очень разные по характеру, так же по-разному воспринимают они и информацию. А эти учебники были ориентированы и на визуалов, и на аудиалов, и на кинестетиков. В текстах задач присутствуют герои, которые не просто решают их, а рассуждают, обучаются. Поначалу многих родителей это шокировало, ведь они привыкли к заданиям типа два плюс два. Чтобы их успокоить, предлагала два решения: либо обучаться вместе с ребенком, либо совсем не включаться в этот процесс.

Педагог, заслуженный учитель РФ Зинаида Алифоренко сегодня с радостью говорит о том, что нынче в гимназию возвращается ее ученица Мария Шаповалова, которая занималась по этой проектной методике с 5-го по 11-й класс. Она училась на экономиста в ТГУ, работала в банке, но со временем поняла, что ее призванием в жизни является учительство.

На вопрос о том, как менялось восприятие детей столь сложного предмета на протяжении нескольких десятилетий, Зинаида Алифоренко отвечает так:

– Раньше ученики были стабильнее, как и все мы. Взять ту же таблицу умножения, которую мы знали наизусть. А сейчас такого нет, потому что дети стали другими – им нужно все знать. И знают они больше, шире, правда, не столь глубоко. Они сегодня такие высоты хватают, какие нам раньше и не снились.

Конечно, чему-то и я у них учусь, но в большей степени я доверяюсь своей дочери, которая уже четвертый год работает в нашей гимназии. Правда, в отличие от нас, родителей, Алена не пошла в математику, она стала учителем английского языка. Вот об этом поколении педагогов надо писать, кто полон сил, энергии и кто хорошо разбирается в передовых технологиях.

К слову, в начале марта Алена Алифоренко прошла в очный финал регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года – 2023».

– Во время подготовки к нему нам так не хватало безумных идей отца, – признается Зинаида Ивановна. – Мы много в этот период вспоминали о нем.

Эстафета поколений

И то, что 2023 год посвящен педагогам и наставникам, Зинаида Алифоренко полностью поддерживает. Правда, с одной оговоркой: важно, чтобы он не превратился в череду формальных мероприятий. Уважение к учителю должно быть настоящим, искренним. И здесь одного года будет маловато, вот если бы объявить пятилетку…

Тем не менее, признается педагог-наставник, перемены в системе общего образования происходят. Особенно они стали заметны в этом году.

– Мы с ребятами каждый понедельник в восемь утра приходим в класс, включаем гимн Российской Федерации и поем. Мои малыши делают это с удовольствием. Они все в форме, нарядные. И текст гимна знают, – отмечает классный руководитель 6 «Б».

На сегодняшний день Зинаида Алифоренко осталась единственным педагогом в гимназии, имеющим звание заслуженного учителя РФ. До нее здесь работали великие математики Галина Яковлевна Ромашова и Эльвира Алексеевна Мячкина. Много вложила в развитие учреждения Нина Васильевна Михайличенко, которая часто навещает коллег.

Сейчас в гимназии осталось девять человек, кто трудится здесь со дня ее основания, и все эти педагоги удостоены звания «Почетный работник общего образования РФ». В их число входит и Зинаида Ивановна.

Гимназия как семья

– Нам очень часто приходится слышать, что современные дети стали балованными, неуправляемыми, а мы этого у себя в гимназии не видим, потому что берем их с пятого класса и растим. Наша гимназия маленькая, кулуарная, всего пятьсот человек, поэтому знаем каждого лично, – замечает педагог. – Наши ученики выходят настоящими людьми, патриотами, они любят свою альма-матер, свой город. И после выпуска ребята не теряют с нами связи – у них есть в этом потребность, как в большой, крепкой семье.

Возвращаясь домой, Зинаида Ивановна находит время для хобби. Она сама хорошо шьет и дочку вовлекла в этот процесс. Но больше всего ей по душе общение с внуками, особенно с маленькой Анютой. А с внуком Андреем она видится регулярно в гимназии: бабушка преподает ему математику, а мама является его классным руководителем.

С наступлением лета представители трех поколений семьи Алифоренко отправляются на Алтай, в родительский дом Зинаиды Ивановны. Вот где раздолье, простор и возможность перезагрузиться, чтобы с новыми силами вступить в очередной учебный год.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + четырнадцать =