Анатолий Тетенков: О видеоутрате

Анатолий Тетенков
Анатолий Тетенковтете

Анатолий Тетенков, журналист

В момент, когда мир бесшабашно бросился ловить покемонов, а культурологи и аналитики наперебой ринулись обсуждать возможности нового развлечения, в ряде СМИ несколькими строчками совершенно незаметно прошла новость: японская компания Funai Electric прекратила выпускать видеомагнитофоны для кассет формата VHS. Это означает только одно: носитель информации на пленке навсегда покидает лоно цивилизации, окончательно уступив свое место более прогрессивным хранителям. На видики и кассеты нынче нет спроса. Все, в музей, в лавку древности, на мусорку? Честно, даже обидно, ведь какое это было тогда чудо!

Если вспомнить, еще недавно волшебная аббревиатура VHS была у всех на слуху как вещный символ резкого ускорения технической эволюции, изменивший планету в конце 1980-х – начале 1990-х. Поистине блестящий век, когда после пленочных киноаппаратов с их стрекотом и частыми порывами, с непременным «Кино гони, сапожник!» сначала в видеосалонах, а потом в домах появилась невиданная вещь в виде пластиковой коробочки – видеокассета с фильмом в формате VHS! Джинн синемы вырвался из плоской шкатулки! На неизбалованного зарубежными шедеврами советского зрителя потоком хлынул запретный мир. Яркие наклейки на кассетах с невиданными ранее супергероями, красотками и чудовищами дарили предвкушение захватывающего зрелища. Да кто бы знал больших и малых героев «фабрики грез», если бы не кассеты? По-дилетантски переведенный текст никого не смущал примитивными пассажами, а гнусавый закадровый переводчик американских триллеров и комедий, некто Володарский, был даже популярнее любимца женщин Льва Лещенко. Видеосалоны, растущие как грибы после дождя, ломились от страждущих прикоснуться к новым иллюзиям. Позже уже удомашненный видик с VHS стал предметом гордости, степенью зажиточности, а также накопительства, обмена и местом хранения семейной хроники. Правда, с приходом и завоеванием умов «цифрой» видеокассеты с Джеки Чаном, Чаком Норрисом, Брюсом Ли, Харрисом Фордом и Джеком Николсоном без сожаления отправились на антресоли и… упокоились там. Хотя лично я иногда убеждал себя, что если появится свободное от хлопот время, то точно достану «Полет над гнездом кукушки» Милаша Формана и наконец-то вдумчиво его посмотрю, тем более что видик до сих пор на своем месте около телевизора в полной боевой готовности.

Прогресс не оставляет шансов для реинкарнации привычных, но морально устаревших вещей. Редко чему удается избежать печальной участи забвения и тлена. Несколько лет назад прекратил свою работу последний завод по производству пишущих машинок в Индии. Грустно, что уже выросли поколения, которые в глаза не видели этого устройства, когда-то вершины мысли и главного технического средства производства полиграфического знака. Что делать, когда и полка с забытыми видеокассетами в один миг превращается в коллекцию раритетов – «современников динозавров»? Выбросить, чтобы не захламляли жилище? Нет, не торопитесь избавляться от шедевров, не прогоняйте музыканта. Мы ведь уже проходили ситуацию, когда на свалке оказались стереопроигрыватели и виниловые пластинки, а ведь они были в каждой семье. Что потом оказалось? Быстро наелись идеального цифрового звука, и захотелось опять живого, винилового, с характерным треском и шорохом. Только где их найти, свои любимые пластинки на 78 оборотов? Диски более не выпускают! Думаю, что пресловутая спираль развития коснется и старых видеокассет. Придет изменчивое желание, их опять выставят в «горках», а с видика снимут вязаную салфетку, и побежит сквозь цветовые сполохи по огромному телевизионному экрану горец Кристофер Ламберт, сшибая головы своим врагам, такой же бессмертный, как и само кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 2 =