Вера Мазай
«На Томском Севере требуется качественное и до мелочей продуманное планирование, ведь оборудование и материалы приходится завозить на месторождения по зимникам или вертолетами. Поэтому необходимо не сто, а двести раз подумать и только один раз принять решение.
Нефтяник только тогда становится профессионалом, когда ступенька за ступенькой проходит всю цепочку сложного производства.
Анатолий Верин, главный геолог «Газпромнефть-Востока», начинал свой путь в отрасли студентом Казанского университета имени Ульянова-Ленина. Уже после третьего курса он три месяца отработал помощником бурильщика, а после четвертого закрепил первый профессиональный опыт.
– Работал я старательно, дотошно вникал во все процессы, – вспоминает Анатолий Владимирович. – В моей семье все без исключения нефтяники, поэтому о других профессиях даже не думал. Очень хотелось быть с родителями на одной волне, говорить с ними на одном языке. Поэтому студенческие практики на предприятии, где работали мама и отец, были для меня больше чем просто практики. Помощник бурильщика – это подготовительная ступень в большую «нефтянку».
После окончания университета вместе с женой-геологом Анатолий Верин отправился в Ямало-Ненецкий автономный округ, в легендарный город нефтяников Муравленко. Первая запись в трудовой книжке: оператор добычи нефти и газа.
– Мне импонирует система подготовки кадров в нефтяной отрасли – любой дипломированный специалист начинает свой путь с рабочих специальностей, – признается Анатолий Верин. – Невозможно стать геологом, к примеру, второй категории, если не попотеешь в помощниках бурильщика или в операторах добычи. 12 лет я отработал в Муравленко. Эти годы можно назвать дорогой в профессию.
Став начальником отдела разработки нефтяных и газовых месторождений, Анатолий Владимирович получил предложение из Томска. Он и раньше бывал в нашем городе, но воспринимал его как транзитный пункт. А приехав работать, взглянул иначе. Была весна, город обрушился на нефтяника очарованием кружевной деревянной резьбы, буйством красок и доброжелательностью жителей.
– Доброжелательность – томский конек, – улыбается Верин. – В Муравленко был хороший, слаженный коллектив, но в Томске я встретил людей, которые открыты не только для профессионального общения: Игорь Савостиков, Ильдар Кашапов, Ольга Кривенцова… Это помогло быстро влиться в команду. А когда стоят такие амбициозные задачи, как перед нашей компанией, это дорогого стоит.
В год «Газпромнефть-Восток» добывает более 1,7 млн тонн нефтяного эквивалента, и это с учетом ухудшения качества запасов – углеводороды становятся все более труднодоступными. Чтобы не снижать темпов, специалисты делают ставку на инновационные технологии.
– Мы постоянно технологически развиваемся, и это делает нашу работу интересной, – с удовольствием рассказывает о производственном настроении в компании Анатолий Верин. – Сейчас наше предприятие является участником федерального проекта по поиску эффективных технологий работы с трудноизвлекаемыми запасами. Это для нас и для властей региона некий вызов. И мы его приняли. В рамках проекта ведется активный и постоянный диалог, в том числе и с вовлечением научного потенциала нашего региона. Хочется всегда быть в курсе перспективных разработок, быть передовиками и экспертами. Наша работа оттачивает многие деловые качества – обязательность, прозорливость, интуицию. Надо предусмотреть все нюансы, быть готовыми к самым неожиданным поворотам событий. Это держит в тонусе и воодушевляет. 20 лет назад в геологии не было таких возможностей – компьютерные технологии были совсем другими. Сегодня в нашем арсенале 3D-моделирование различных процессов, происходящих в земных недрах, новые методы поиска. Очень радует, что на фоне этих инновационных подходов такие ценности, как взаимовыручка, наставничество и дружба, приобретают большую актуальность. Новое поколение геологов заметно отличается. Они другие, но они не хуже. Есть и чему научить их, и чему научиться у них. Не знаю, пойдут ли мои дети по моим стопам, но, думаю, был бы не против – профессиональные династии ценились во все времена.
Цифра
Первый 1 000 000 тонн нефти в Западной Сибири был добыт в 1965 году.