Андрей Поздняков:
об однозначных звездах

Андрей Поздняков

Андрей Поздняков, директор группы компаний ELECARD Group:

– Среди томских молодых компаний-разработчиков я бы выделил две наиболее сильные – это Unigine Corp. и TRIAXES Vision. Unigine создала собственный игровой движок и успешно продает его всему миру. TRIAXES, входящая в ГК ELECARD, занимается 3D-видео. Эти две компании однозначно звезды.

Из тех условий, которые необходимы для развития начинающих компаний, в Томске есть одно: относительно дешевая и очень квалифицированная рабочая сила. Это выпускники и студенты технических специальностей. Впрочем, работать в эту сферу приходят порой и выпускники медуниверситета.

Чего у нас нет, так это денег. Если стоит задача не разработки некоторой технологии, а привлечения денег под эту разработку, то сделать это очень сложно. У нас очень мало инвестируют в хай-тек. Люди с деньгами не верят в то, что это выгодно. Они предпочтут вложить средства в недвижимость, торговлю или акции Газпрома. У нас даже специальных венчурных фондов нет. И я понимаю, почему, – потому что нет историй успеха. Если бы некий венчурный фонд продемонстрировал, что можно зарабатывать 40–50% в год на вложениях в R&D-компании, то инвесторы к ним бы потянулись.

Еще не хватает господдержки. Она у нас меньше, чем в любых развитых странах. То есть она существует и даже растет, но по сравнению с тем, что есть в Финляндии, Израиле, США, Южной Корее, Сингапуре, Тайване, Китае… У них объем господдержки составляет сумму, равную той, что вкладывает инвестор. При этом государство не получает никакой доли. У нас же на НИОКР реально получить процентов 15–20% от суммы собственных вложений. Но и это уже большое достижение. Лет пять назад о таком мы могли только мечтать.

Венчурный фонд Томской области сегодня – 120 млн рублей. Этого хватит на финансирование двух-трех небольших проектов. Учитывая, что из десяти профинансированных проектов два срабатывают хорошо, два выходят на окупаемость и шесть банкротятся, томского венчурного фонда не хватит даже на один цикл. Должен быть минимум миллиард. В любом случае сначала венчурный фонд должен себя зарекомендовать и уже потом подтягивать частные инвестиции. На это уйдет около десяти лет. Что делать пока? Бороться, развиваться, привлекать средства самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − шесть =