Андрей Сальников: «Наш век диктует новые бизнес-модели»

Финансовая система – своего рода тонометр, которым можно измерять давление у национального экономического организма. Именно поэтому разговор корреспондента «ТН» с руководителем операционного офиса «Томский» ОАО «Пром-связьбанк» Андреем Сальниковым о делах сугубо банковских традиционно предваряли макроэкономические вопросы.

– В 2011-м отток капитала из страны превысил 84 млрд долларов, по итогам нынешнего ожидается «побег» еще 65 млрд, плюс вступление России в ВТО… Как себя чувствует российская финансовая система в таких условиях?

– Подавляющая часть этих средств, инвестиций, если хотите, носит сугубо спекулятивный характер, что, конечно же, снижает ликвидность внутреннего рынка, но не более того. Стране нужен не спекулятивный капитал, а прямые структурные инвестиции, которых пока, к сожалению, мало.

Наша финансовая система давно интегрирована в мировое пространство, а потому вступление страны в ВТО для нас никаких новых условий не задает. Оно повлияет на нас опосредованно, через клиентов. Возрастут риски у них – почувствуем и мы.

Как только партнеры России по ВТО решат логистическую задачу, они сделают наши рынки более конкурентными. Для местных игроков, чей запас прочности невелик, это создаст серьезные трудности. К тому же практически все наши производители имеют существенное кредитное плечо. Но государство пошло на это сознательно, чтобы подвигнуть российский бизнес к повышению эффективности.

– Как можно охарактеризовать прошедший год для российской экономики?

– Все чего-то нервно ждали, но ничего не случалось. Посмотрите: еще пару недель назад в Европе было все очень плохо, теперь Испания, Италия размещают гособлигации, привлекая денег много и дешево. При этом никаких структурных, политических изменений в странах не произошло. И в Греции все как было, так и осталось…

Опять же к вопросу об устойчивости и надежности: Промсвязьбанк накануне ожидаемых всеми «страшных событий в мировой экономике» в октябре привлекает годовой синдицированный кредит на сумму 307 млн долларов и 72 млн евро – самый большой из привлеченных нынче российскими частными банками (к тому же взят он на выгодных условиях). Сделка, в которой приняли участие 19 международных банков, несомненно, подчеркивает нашу высокую репутацию в международном банковском сообществе. Плюс к этому наш банк выпустил облигации по правилам международных финансовых рынков, так называемые евробонды, отлично продающиеся на рынке, и это тоже говорит о том, что ситуация, во-первых, не так плоха, как ее рисуют, во-вторых, что рейтинг эмитента весьма высок.

Внимание к клиентским запросам

– Поделитесь рецептом успеха на рынке?

– Перед российскими банками на первый план выходит вопрос не изменившегося рынка, а трансформации потребительских предпочтений. Чтобы клиент не потерял интереса к нашим продуктам, надо тщательно следить за смещением потребительского фокуса. Где нашим людям удобнее покупать банковскую услугу – в офисе или в Интернете? Как она должна выглядеть?

Банком сформулирована инновационная стратегия, уже второй год проходят корпоративные инновационные форумы. На нынешнем были выбраны восемь проектов, под которые уже выделяются бюджеты, формируются команды.

– Инновации в банке? Какие же?

– В течение года у нас работает «Банк идей» – сайт, на котором любой сотрудник может оставить предложение, как сделать работу на конкретном участке лучше. У нас есть инновационный офис, сотрудники которого выполняют роль экспертного фильтра. Воплощать же идеи будут специально создаваемые проектные команды, включающие в себя инициаторов идей.

В 2012 году у нас был реализован интересный проект, получивший поддержку на первом инновационном форуме банка (он, к слову, тоже родом из «Банка идей»). Наше предложение – интернет-магазин банковских карт. Клиент может заказать карту через Интернет и даже сделать ее дизайн самостоятельно. На этом можно и заработать, выложив свой дизайн в общую галерею: если его закажут 100 пользователей, автор получает 10 тыс. рублей.

На втором инновационном форуме получил поддержку наш проект по созданию «Клуба лояльности», где будет своя рейтинговая система, статусы, программы. Заработанные клиентом баллы и рейтинги будут превращаться в деньги, скидки по процентным ставкам и т.д. Думаю, проект заработает весной 2013 года.

Кроме того, в этом году в Промсвязьбанке мы «подняли» всю технологическую инфраструктуру, проанализировали процессы, оценив, как все работает и, главное, как можно повысить эффективность.

– И что в итоге получилось?

– Например, убрали около 30% отчетности, которая либо пересекалась, либо была ненужной. Вычистили массу очевидных и неочевидных мелочей, влияющих на работу. То есть мы сознательно приземлили всю инновационную работу. У нас нет задачи придумать что-нибудь этакое, что бы взорвало рынок, а есть цель – максимально усовершенствовать все банковские процессы.

Гарантии и стабильность

– Какие продукты более всего востребованы в бизнес-сегментах?

– Томский крупный бизнес распробовал факторинг и международное финансирование. Объем факторингового портфеля (профинансированные поставки в течение года) приблизился к планке 1 млрд рублей. В 2011-м был вполовину меньше.

Для наших сельхозпроизводителей факторинг – решение многих сложных проблем. Покупатель их продукции благодаря этому банковскому продукту получает отсрочку платежа, производитель – деньги в день отгрузки продукции, а мы – еще один сегмент рынка.

Но есть проблема, тормозящая развитие факторинга в регионе. Его стоимость оплачивается не процентами, а комиссией, а по областному закону комиссии не субсидируются из регионального бюджета. Сейчас мы вышли с инициативой внести изменение в закон, чтобы факторинговые комиссии попали в разряд субсидируемых плат наравне с процентами. Если это будет сделано, объем факторинга, думаю, вырастет раза в полтора-два.

– А для малого и среднего бизнеса?

– Мы активно работаем с областным гарантийным фондом: выбрали лимит гарантий нашим клиентам на сумму около 100 млн рублей – это практически 30% возможностей томского фонда. Традиционно популярны у предпринимателей беззалоговые кредиты до 3 млн рублей, которые можно получить оперативно по упрощенной технологии, возобновляемые кредитные линии и краткосрочные овердрафты, позволяющие закрывать разрывы в ликвидности. Но в получении кредитов от банка заинтересованы лишь 20% клиентов из сегмента МСБ. Остальные ждут качественного расчетно-кассового обслуживания с возможностью проводить дистанционные расчеты.

Недавно у нас появился уникальный технологический проект совместно с международной платежной системой Visa и компанией «Смартфин» – инновационный сервис, позволяющий использовать смартфон или планшетник в качестве безопасного мобильного устройства для приема платежей по банковской карте – это новые возможности для малого, среднего и микробизнеса.

Вошли в пятерку лидеров

– Какое место ПСБ занимает среди других банков?

– По депозитам – на восьмом месте в России. По розничному кредитованию – на 20-м (однако и тут годовой прирост хороший – 29%). Надо отметить, что Пром-связьбанк позже других ступил на этот путь. Наш целевой ориентир – войти в ТОП-10. В секторе малого и среднего бизнеса мы ключевую для себя задачу выполнили: вошли в пятерку банков-лидеров по объему портфеля МСБ.

– А как структурируется портфель в томском подразделении?

– Из общего его объема доля малого и среднего бизнеса вместе c розницей тянут примерно на треть. Планируем выйти на 50%. Думаю, за год-полтора мы такого расклада добьемся.

– Каких итогов ожидаете от года?

– На 1 октября 2012 года чистая прибыль Промсвязьбанка составила 8,3 млрд рублей – это в 4,7 раза больше результата за аналогичный период 2011 года.

Томский офис почти справился с «плохими» долгами периода кризиса: если в начале года их было около полумиллиарда, к концу останется не более 120 млн рублей (в 2013-м мы надеемся с этой проблемой покончить вовсе). Появился дополнительный офис на пр. Фрунзе, в 2013-м планируем открыть еще два – на пр. Фрунзе и на Каштаке. Но главное – ожидаем активного роста клиентской базы и масштабных, интересных проектов от наших партнеров, в которых Промсвязьбанк с удовольствием поучаствует.

У Промсвязьбанка сегодня более 1 млн частных клиентов (в Томской области – 30 тыс.) и почти 300 точек продаж в России. Согласно рейтингам RBC, банк входит в ТОП-10 по депозитам и картам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × три =