Ангелы с золотыми руками

Швеи-волонтеры томских приходов изготавливают уникальную экипировку для бойцов передовой

Солнечные лучики весело пробиваются сквозь оконное стекло, наперегонки соревнуясь с лампами дневного света – кто больше поддаст яркости старательным мастерицам? Здесь, в мастерской святой блаженной Домны Томской, расположенной на территории Свято-Троицкой церкви, волонтеры собирают тактические носилки, отшивают пятиточечники и подсумки для комплектов эвакуационного снаряжения, а еще нижнее и постельное белье. Все это сегодня очень востребовано у наших ребят там, на передовых рубежах Донбасса.

По зову души

Первый вопрос, который задает будущим волонтерам помощник руководителя социального отдела Томской епархии, куратор проекта «Швейная мастерская» Ирина Яковенко: «Шить умеете?» Если нет, мастерицы смогут быстро обучить новичков, а пока поставят их на другие места. Здесь очень много подготовительной работы, и, чтобы швеи не растрачивали на нее своего драгоценного времени, загружают ею начинающих помощников, а те потом, присмотревшись, уже уверенней подходят к выпуску готовых изделий. Дело это не просто важное, а очень ответственное, ведь, например, от прочности мягких носилок может зависеть жизнь раненого бойца.

В самом начале СВО их разработали эксперты по тактической медицине Фома Киняев и Юрий Евич, неудивительно, что модель названа именем одного из них – «Фома-180». Главная ценность тактических носилок заключается в их многофункциональности. По сути, это сетка размером 90 на 180 сантиметров из особо прочной стропы, сшитая специальным образом, с шестью ручками, по три с каждой стороны. Они способны превращаться в кокон для раненого, которого могут транспортировать всего два бойца. Благодаря подвесной системе на таких носилках возможна перевозка людей с различными травмами в машинах в два яруса, что позволяет вдвое сократить количество рейсов, а значит, быстрее доставить раненых к медикам.

В процессе изготовления носилок самое главное – суметь правильно разложить стропы, затем их скрепляют иголками, а затем сшивают очень прочными нитками. Для удобства в мастерской под носилки приспособлен специальный стол с размеченной схемой сборки. Работа вроде бы и нетрудная, но кропотливая, требующая сосредоточенности. Раньше здесь собирали носилки размером 90 на 180 сантиметров, но по отзывам с передовой поняли, что сибиряки повыше и покрупнее, поэтому перешли на размер 90 на 215.

На сборку изделия у волонтера Нели уходит минут 50. Не отрываясь от работы, она рассказывает, что родилась в Каргаске. Всю жизнь прожила на Томском Севере, работала экономистом, а в областной центр переехала около пяти лет назад, чтобы быть поближе к детям.

– Сюда я хожу только третью неделю: давно искала себе подходящее занятие: смотрела в новостях, кто и как помогает фронту, и тоже хотелось внести свою лепту, потому что душа болит, – делится сокровенным добровольная помощница. – Все выходные провожу с детьми и внуком, а в рабочие дни тружусь в мастерской.

Из всех освоенных за столь короткий срок изделий Неле по душе пришлась сборка носилок. Лучше всего ей удается выполнять черновую работу – нарезать стропу, скалывать ее иголками, а вот с шитьем, когда надо крепко-накрепко прошить все соединения, выходит загвоздка. Зато с этой операцией отлично справляется одна юная томичка. По словам Ирины Яковенко, шестиклассницу Настю основам шитья обучила ее мама. Они вместе трудятся по выходным дням, оставляя приличный задел прошитых заготовок для следующего этапа.

– Мы делаем по 150 проколов на одном изделии, применяем хорошие нитки, поэтому качество носилок гарантируем, – ответственно заявляет куратор проекта. – У нас все сшито добротно.

В третьей десятке

Материалы для носилок, а также инструкцию по их изготовлению томская православная мастерская получает бесплатно в рамках всероссийского проекта общественной организации «Золотые руки ангела» из Москвы. Это движение волонтеров с говорящим названием набирает обороты по всей стране.

Томск стал 23-м городом России, с кем сотрудничает столичная организация. Сейчас у них на счету уже 100 городов. На первых порах готовые изделия волонтеры из регионов отправляли в Москву, а сейчас самостоятельно поставляют их на фронт.

Мастерская святой блаженной Домны Томской оснащена швейным оборудованием на все сто. Здесь мы насчитали 20 машин Подольского механического завода, которые хорошо прошивают стропу. Есть среди них экземпляр, выпущенный в 1958 году. Едва организаторы бросили клич о своих нуждах, как горожане активно понесли им домашние раритеты. А совсем недавно через московских кураторов мастерская получила три промышленные машины. Четвертую принес многодетный отец, жена которого сгорела от рака: «Вам нужнее». Работает эта машина как часы.

Каждый выбирает для себя

Кроме носилок особым спросом на передовой пользуются пятиточечники, которые в мирной жизни были в ходу у туристов. Чтобы попы в тепле оставались…

Еще здесь шьют подсумки для эвакуационных комплектов, состоящих из мягких носилок, десятиметровой эвакуационной стропы, двух карабинов и термоодеяла. Эти предметы собираются дополнительно на деньги жертвователей.

На раскрое подсумков работает Екатерина. За час она успела раскроить 10 комплектов из 50 запланированных.

Двадцать лет назад эта миловидная женщина с семьей переехала в Томск из Казахстана. Как-то вечером перед Крещением, рассказывает волонтер, она шла в храм, а во дворе соседнего дома заметила свет в окнах и стоящие в ряд швейные машинки. Потом увидела сюжет об открытии этой мастерской с приглашением всех желающих.

– Что же я буду зря убивать свой выходной, пойду-ка лучше помогать, – рассказывает о своем решении Екатерина. – По возможности прибегаю сюда. У меня имеется швейное образование, но дело это неблагодарное, поэтому ушла в торговлю. Сейчас работаю старшим продавцом, хотя основы швейного производства не забыла. Главное – помочь нашим ребятам, а я могу сделать это только таким образом. Сначала как-то боязно было приступать, а теперь даже если сильно устаю, все равно ноги сами несут сюда хоть на два-три часа.

Первым изделием, которое кураторы доверили Екатерине, были носилки. Долго она их осваивала, бывшая швея не знала, с какой стороны к ним подступиться. А когда поставили специальную машину – закрепочник, дела пошли веселее: сидишь и строчишь.

– Я не раз убеждалась в правоте пословицы «Глаза боятся, а руки делают», – улыбается мастерица, не отрываясь от раскроя подсумника. – Сейчас хочу по максимуму сделать выкроек, чтобы у девчонок был запас для работы.

– Люди собираются здесь сами по себе, – подмечает Ирина Яковенко. – Есть и светские, и воцерковленные. Буквально на днях пришла Настя, студентка-второкурсница, она родом из Красноярска, к нам присоединилась, узнав о мастерской от прихожан Богоявленского собора.

За неполные три месяца работы круг добровольных помощников мастерской на Октябрьской приближается к двум десяткам. Средний возраст женщин-волонтеров от 45 лет и выше. Среди них – швеи, продавцы, парикмахеры, медицинские работники, студенты. А еще есть профессиональная мама, у которой восемь детей. Алена успевает заниматься не только их воспитанием, но и помогать с шитьем.

Ну а всеобщей любимицей и талисманом мастерской стала кошка Клавдия – особа довольно капризная и требовательная.

Для роты Героя России

Сегодня изделия для фронта отшиваются в четырех (а всего их в Томской области три десятка) швейных мастерских Томской епархии: в храме святого благоверного князя Александра Невского, в Знаменской церкви, в храме святителя Николая Чудотворца (Зональная Станция) и в епархиальной швейной мастерской святой блаженной Домны Томской. В каждой ежедневно трудятся добровольцы, занятые на изготовлении бескаркасных носилок, эвакуационной стропы, пятиточечников, шитье нижнего и постельного белья для фронта и госпиталей.

Посылки для участников СВО уходят из Томска постоянно, причем по разным каналам. К примеру, часть носилок предназначена для роты имени Героя России Максима Пескового, другую часть его вдова Юлия отправит на передовую для солдат через московскую общественную организацию, в которой она возглавляет волонтерское движение.

В мастерской ведется строгая отчетность: кому попало здесь изделия не выдают. Приходят либо мобилизованные – на днях после краткосрочного отпуска убывают в свое подразделение кожевниковские бойцы. Им волонтеры отпустят специальную экипировку по военному билету. Что-то по запросу уйдет для волонтерской организации «Золотые руки ангела». Для ритмичной работы мастерской, говорит куратор проекта, требуются дополнительные руки. Впрочем, как и финансовая помощь. Качественная фурнитура стоит немалых денег, но найти ее сегодня крайне проблематично.

– Нам нужны пожарные титановые 10-миллиметровые карабины и термоодеяла, – подчеркивает Ирина Яковенко. – И конечно же, мы приглашаем всех неравнодушных на мастер-классы, которые проходят у нас в мастерской по четвергам с 12 до 18 часов.

* * *

Перед отправкой все посылки обязательно освящаются священнослужителем и внутрь волонтеры кладут иконы. Бойцов это греет. В окопах XXI века, как и в годы Великой Отечественной, атеистов нет.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 1 =