Аникинский поворот: развязка близко?

ООПТ у поселка Геологов принесут в жертву транспортной инфраструктуре

Городские депутаты – члены комитета по архитектуре и градостроительству в третий раз отклонили проект развязки на примыкании улицы Басандайской (она же – дорога из областного центра в Аникино и далее до Ярского) к Богашевскому тракту. Тем не менее судьбу здешней особо охраняемой природной территории (ООПТ) площадью 1,7 га можно считать решенной. Слишком уж большие задействованы силы. И деньги. Два федеральных миллиарда! Тут по принципу «Дают – бери, бьют – беги». Гордепы еще сопротивляются, но силы явно не равны. Уже и в их стане согласия нет.

Дорога жизни

Понятно, что авторам проекта – новосибирцам из компании «РосИнсталПроект» абсолютно по барабану судьба небольшого лесочка, отделяющего входящий в городскую черту поселок Геологов от мировой цивилизации. Они даже придумали, как одновременно репку съесть и на елку влезть: территория ООПТ по завершении строительства будет восстановлена и даже увеличена за счет… части дороги, испокон веку соединяющей Томск и Аникино. То есть асфальт с нее снимут и увезут, а вместо него насадят елочек и кустиков. Чем вам не лес? Гуляй не хочу. Елкам, правда, еще сто лет расти, но ведь и мы никуда не торопимся, не правда ли?

Впрочем, насчет самого процесса ликвидации дороги… сомнительно как-то это все. Уж больно она привычная, накатанная. Опять же – удобный подъезд к коттеджному поселку Привольному (не путать с Просторным!), «Орлиному гнезду», детскому лагерю «Чайка» и далее по списку. Кто-то вправду верит, что ее перекопают? Автор – не очень. Обещать – не значит жениться.

Гордиев узел

В том, что узел возле аникинского свертка нужно развязывать, сомнений, в принципе, ни у кого нет. Всем понятно: после строительства развязки на 76-м километре пробка на дороге в аэропорт не рассосалась, она просто переместилась за второй переезд, где шестиполосная новая трасса переходит в «бутылочное горлышко» – двухполоску. Да еще и светофор, будь он неладен! Не в любой сезон и не в любое время суток, но пробки здесь бывают знатные – по воскресным вечерам Богашевская трасса стоит минимум до Лоскутова, а Аникинская… честно, не знаю – я-то стою на Геологах. У автора здесь дачка. Ну, участок. В одноименном СНТ. Так что ваша покорная слуга в теме. И знает, что как минимум не все местные жители в восторге от перспективы сноса леса, из которого в урожайный год они ведрами носят грибы.

Но пробки… да. Пробки. В воскресенье вечером, если не удалось сесть в поселке на 32-й и пришлось через лесок идти на «двойку», стоять надо долго. Не меньше часа. Потому что автобус застрял где-то выше по течению. Но и когда придет, полкилометра до основной дороги колонна чих-пых едет минут 45. Дальше до города уже чуть веселей. Хотя на «Абрикосе» тоже светофор…

Именно здесь, по мнению «представителей общественности», мерзнут на остановке дети. Роль общественников на прошлой неделе (21 ноября прошел круглый стол, 22-го – заседание градостроительного комитета гордумы) играли председатель СНТ «Сирень» Елена Кривошей и представитель «инициативной группы жителей поселков Геологов, Аникино, Аэропорт, Лоскутово и ряда садовых товариществ» юрист Максим Серебряков. Это по его словам на участке ООПТ, который пойдет под бульдозер, преобладает кустарник. Хотя даже авторы проекта признают, что снести надо 427 хвойных и 778 лиственных деревьев…

Но особенно прославилась за эти дни председатель «Сирени». Это ей принадлежат знаменитые слова о «кандыках и бурундуках».

По заверению Елены Кривошей, «летом люди задыхаются в автобусах, которые стоят в пробках, а зимой – замерзают на остановках, ожидая их».

– Деткам нашим ничего не остается, кроме как стоять и мерзнуть. Эти вопросы я поднимала на встрече с депутатами, но мне ясно дали понять, что депутатов больше заботят кандыки и бурундуки, но не наши замерзающие детки, – сетует общественница.

Вот как на взгляд автора, так о детках в первую очередь должны бы позаботиться их родители. Вряд ли у тех, кто построился в СНТ «Сирень» и живет там круглогодично, на семью не приходится ни одной машины. Они-то о чем думали – о пробках не слыхали, нет? А за бурундуков, кроме депутатов, кто ж заступится?

Зарыли в землю… где?

То, что участок Богашевского тракта возле улиц Басандайской и поселка Геологов перегружен автомобилями, подтверждают и в ГИБДД. Летом здесь за сутки проезжает порядка 32 тыс. машин.

– Когда машины выезжают из Томска, пробки образуются от Дворца спорта. Потом из новой шестиполосной дороги машины перетекают в «бутылочное горлышко»: было три полосы с одной стороны, становится одна. Кто-то куда-то торопится, спешит. Только на регулируемом перекрестке на повороте на Аникино за этот год произошло 28 ДТП. Ни один другой перекресток в Томске не несет за собой столько аварий, – говорит начальник Центра дорожного и технического надзора, пропаганды безопасности дорожного движения областного управления ГИБДД Дмитрий Тюкалов.

Ну и резонный тогда вопрос. Куда уж так денутся пробки с Богашевской трассы, если «бытылочное горлышко» просто переместится за Аникинскую развязку? Ну расширят два километра основной дороги и 600 м Басандайской, а дальше-то остаются все те же две полосы! И даже светофор на развязке по проекту № 2, который успешно прошел экспертизу, остается. Так, может, машин меньше станет?

Не станет. Наоборот. По мнению декана дорожно-строительного факультета ТГАСУ Андрея Бурлуцкого, за ближайшие два десятилетия количество машин увеличится вдвое…

Об этом неоднократно заявляли и городские депутаты. Экстенсивные методы не работают, их станет только больше. Развязками проблему не решить. Нужен общественный транспорт, причем полномерные автобусы или троллейбусы (по давнему проекту троллейбусная линия в аэропорт была предусмотрена). А сейчас утренние авиарейсы не встречают (и не провожают!) даже пазики. Очереди на единственный автобус из Северска в «Ветеран» на площади Южной тоже говорят сами за себя…

Повязанные экспертизой

Увы, общественный транспорт – это то, о чем городские власти вообще предпочитают думать в последнюю очередь. Даже если это касается городских территорий, не говоря уже о пригороде. Но это не единственная причина, по которой городские депутаты выступают в роли Бабы-яги, которая всегда против. Новосибирцы будут держаться за свой проект ногтями и зубами – это понятно, это их хлеб. Но почему город не рассматривал в качестве варианта не развязку, а простое расширение дорог? Увеличение их полосности до четырех? Или Томск в качестве субъекта, принимающего решения, не рассматривался изначально, как он был фактически отключен от развязки на 76-м километре?

– Главгосэкспертиза рассматривала другие варианты развязок при оценке проекта, а не другие варианты решения транспортной проблемы. Заказ был на проектирование и инженерные изыскания развязки. Экспертиза проверяла, соответствуют ли документы заказу. Свои исследования она не проводила, – говорит депутат гордумы Давид Аветян.

Схожей точки зрения придерживается и Инга Первушина. К ней как к депутату по округу тоже обращались местные жители, но уже те, кто обеспокоен предстоящим сносом леса. По ее мнению, альтернативой развязке может служить именно расширение дорожного полотна.

140 миллионов в топку

Категорически не согласен с использованием земель ООПТ для строительства транспортной инфраструктуры главный борец с Аникинской развязкой Игорь Лютаев:

– Решать вопрос с транспортной доступностью необходимо, но без нарушений прав жителей на комфортную окружающую среду. Понятно, что представитель проектировщика будет настаивать на своих решениях, поскольку на работу потрачены ресурсы. Но вопрос не в том, кому сложно, а в том, что это нужно делать. Если данные проектные решения не позволяют решить транспортную проблему без ликвидации зеленого массива, нужны другие проектные решения. Пока мы не будем их искать, они сами не найдутся.

Есть и еще один момент, тоже немаловажный. В 2022 году (!!!)именно тот участок Аникинской трассы, который по проекту новосибирцев попадает под раздачу (снятие асфальта и посадка деревьев), был отремонтирован по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги». По нацпроекту, Карл. В 2022 году, Карл. За 140 миллионов, Карл…

Впрочем, этот факт не слишком смущает и.о. начальника департамента архитектуры и градостроительства мэрии Сергея Чикова. По его словам, ремонт проходил на участке дороги примерно в 500 метров. А так как развязку построят не завтра, а в 2026 году, то дорогой все это время будут активно пользоваться местные жители.

Чиновник, кстати, солидарен с новосибирцами – предложенный проектировщиками вариант строительства развязки – оптимальный. Его поддержала экспертиза.

– Томская область нечасто выходит с проектами развития на федеральный уровень. За эти деньги и средства нужно бороться. Вариант, при котором мы уйдем в перепроектирование, на наш взгляд, невозможен. Это неэффективное использование бюджетных средств. Если бы мы жили в Дубае, можно было бы сделать что угодно – четырехклеверную развязку, в восемь этажей, развязку под землей. В мире нет ничего невозможного, это вопрос денег по большому счету. Понятно, что можно было бы уйти под железную дорогу, сделать там два прокола и так далее. Но это космическая сумма, которую экспертиза не пропустит никогда.

А никогда – это очень долго. В итоге комитет думы Томска по архитектуре и градостроительству таки рекомендовал включить в повестку ближайшего собрания думы вопрос о проекте Аникинской развязки. Но при условии, что к этому моменту депутаты получат ответ из прокуратуры о правомерности выделения средств на ремонт улицы Басандайской, участок которой предстоит демонтировать.

Автор: Марина Веревкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − три =