В Томск артистки Ольга Кабо и Нина Шацкая приехали во второй раз. Как признались актрисы, с большим удовольствием: «В Томске удивительная, тонкая, чуткая публика. И потрясающие музыканты». Первый визит артисток в наш город случился чуть меньше года назад, во время кинофорума «Золотой витязь». Тогда Ольга Кабо и Нина Шацкая сыграли для томичей спектакль по стихам Анны Ахматовой в сопровождении Томского симфонического оркестра.
В этот раз столичные актрисы привезли музыкально-литературный спектакль «Я искала тебя», посвященный Марине Цветаевой. За несколько часов до выхода на сцену Нина Шацкая и Ольга Кабо рассказали корреспонденту «ТН» о том, как может пригодиться на сцене «сундучок с негативом», о театральной мистике в своей жизни и о том, кто их встречает дома после спектаклей.
«Вся дрянь – в актерскую копилку»
– Не раз доводилось слышать о том, что теплые отношения в актерской среде – явление нечастое. Да и о женской дружбе ходит немало скептических разговоров. Вы – две потрясающе красивые женщины, талантливые артистки – сошлись в мощный творческий дуэт. Партнерские отношения легче выстраивать в жизни или на сцене?
Ольга Кабо:
– Не берусь говорить за всех, но наши с Ниной отношения и в жизни замечательные. Мы много проводим времени вместе вне сцены, устраиваем дружеские посиделки. Но на сцене уметь слушать и слышать друг друга особенно важно. Когда артисты встречаются на сцене, их настроения и личные неурядицы должны остаться за кулисами. Все должно работать на благо проекта. Не могу сказать, что у нас с Ниной во время рождения спектаклей все шло гладко – порой просто гром гремел и молнии летали. Но это и есть творчество!
Нина Шацкая:
– Вообще меня сложно в чем-то переубедить. Но, если у оппонента находятся разумные аргументы, я с ними соглашаюсь. К счастью, нам с Ольгой всегда удается найти золотую середину.
Хочу сказать, что работать с кем-либо в паре мне всегда было непросто, в силу характера. Да и весь предыдущий опыт моей концертной деятельности – сольный. Но, когда судьба свела нас с Ольгой, я сразу почувствовала, что мы сработаемся, потому что слышим друг друга и движемся в одном направлении. И, что еще немаловажно, мы обе одинаково сильно дорожим нашими совместными проектами. Мы так и говорим: «наша Ахматова», «наша Цветаева».
– Однажды Марина Цветаева произнесет: «Душа от всего растет, больше всего же – от потерь». Вы согласны с таким высказыванием поэтессы? Для актера важно иметь опыт душевных мук, чтобы создавать на сцене полноценные образы страдающих персонажей?
Ольга Кабо:
– Знаете, есть такое выражение: вся дрянь – в актерскую копилку. В жизни каждого человека случаются личные трагедии и неприятные моменты. Но если нормальные люди стараются все забыть, то мы, актеры, запоминаем, копим и бережно храним, чтобы потом в нужный момент на сцене открыть свой сундучок с негативом. Но это не значит, что нужно причинить другому физическую боль для того, чтобы достоверно сыграть убийцу. Или стать Антигоной в жизни для того, чтобы выразительно исполнить роль в трагедии Софокла. Хорошие авторы, особенно это касается классиков, дают такой богатый материал для душевной работы и умеют так зацепить за живое и сделать тебя соучастником описанных переживаний, что можно легко идти за ними. И быть убедительным на сцене.
– На ваш взгляд, легче обрести счастье женское или актерское?
Ольга Кабо:
– Это две совершенно разные ипостаси. Я лично не представляю себя без моей семьи и без творчества. Они – мой фундамент. Уберешь что-то одно, и я просто разрушусь. Меня не станет.
Нина Шацкая:
– Моя жизнь сложилась так, что в ней есть только творчество. И я, пожалуй, согласна с Цветаевой: личный опыт позволяет расти и развиваться в человеческом плане, дает материал для творчества.
Ольга Кабо:
– Нина, а не бывает так, что ты освобождаешься от каких-то болезненных моментов, проживая их на сцене? Такая своеобразная терапия. Я, например, недавно поняла, что в жизни почти не плачу. На театральной сцене происходит такой выплеск страстей и отрицательных эмоций, что домой я возвращаюсь очищенная от негатива. Переступаю порог дома и понимаю: а чего плакать-то, ведь жизнь прекрасна. Причем она гораздо глубже и интереснее тех ролей, которые я играю. У тебя такое случается?
Нина Шацкая:
– Нет. Наверное, потому что тебя дома встречают дети и муж, а меня никто не встречает. Только кот.
Выйти за рамки?
– В каждом городе вы выступаете в сопровождении местного симфонического оркестра. Работа с новым незнакомым коллективом всегда подразумевает момент неожиданности. А в жизни вы любите сюрпризы? Или предпочитаете стабильность?
Нина Шацкая:
– Я сюрпризы люблю. Люблю перемещаться по миру, открывать для себя что-то новое и неожиданное.
Ольга Кабо:
– Я, наоборот, человек стабильный и организованный. Есть у меня синдром отличницы, который порой очень мешает в жизни: иногда так хочется какой-то легкости, бесшабашности и полета. Но в то же время я понимаю, что есть какие-то рамки, за которые я никогда не выйду. И это абсолютно нормально. Когда у женщины появляются дети, наступает совсем другая мера ответственности.
– В вашем совместном репертуаре уже есть два поэтических спектакля. За какого автора есть желание взяться теперь?
Нина Шацкая:
– Крутятся разные мысли, но пока никакой конкретной, оформленной идеи нет. Мне кажется, что эти вещи вообще фатальные. Если что-то должно произойти в жизни и судьбе, обязательно произойдет.
Ольга Кабо:
– У нас с Ниной такое было дважды. Мы мечтали о совместном проекте, время от времени обсуждали его, но конкретная идея не вырисовывалась. Пока однажды Московский международный дом музыки не услышал сочетание фамилий исполнительницы романсов и джаза Шацкой и актрисы Кабо. Нам поступило предложение, от которого мы не смогли отказаться, – сделать литературно-музыкальный спектакль. Так родился наш проект на стихи Анны Ахматовой.
Нина Шацкая:
– При работе над спектаклем по поэзии Марины Цветаевой меня не покидало ощущение, что нас с Ольгой кто-то ведет. Я знаю много историй про то, как попытки поставить спектакли по стихам Цветаевой срывались по разным причинам: случались травмы, актеры покидали проект… В нашем с Олей случае все складывалось как будто по чьей-то доброй воле. Нам по разным причинам отказали в сотрудничестве самые именитые композиторы. Но нашелся молодой автор (это его первая большая работа), который в рекордно короткие сроки, за полтора месяца до премьеры, написал удивительную музыку для спектакля. И вообще за полгода был освоен огромный творческий материал. Тогда я не переставала удивляться: «Так не бывает!»
Ольга Кабо:
– А у меня есть еще одна, сокровенная, история, связанная с Цветаевой. Вскоре после того, как мы с Ниной решили делать спектакль, я узнала, что беременна Витюшей. Так что наши репетиции, всегда увлекательные и азартные, проходили в тот период, когда я готовилась стать мамой. А после рождения сына мои домашние репетиции проходили возле его колыбели. Поэтому спектакль «Я искала тебя» для меня навсегда связан с безумным восторгом, который я испытывала тогда в связи с радостными переменами в моей жизни.
Путь к себе
– Расскажите о своих литературных предпочтениях, не связанных с работой. Книгу какого автора вы с удовольствием откроете, сидя в домашнем кресле после напряженного рабочего дня?
Нина Шацкая:
– Я люблю современную прозу. Например, мне очень нравятся книги Людмилы Улицкой. Буквально на днях закончила читать роман Захара Прилепина «Обитель», который произвел на меня сильнейшее впечатление.
Ольга Кабо:
– Мне нравится творчество Тонино Гуэрра – итальянского писателя, мудреца и искателя, сценариста, работавшего с такими выдающимися кинорежиссерами, как Федерико Феллини и Андрей Тарковский. Мне посчастливилось познакомиться с ним лично. Мы обсуждали сценарий одного фильма, но завершить его Тонино, к сожалению, не успел. В своих рассказах и зарисовках Гуэрра говорит о вещах, которые знает каждый: рассказывает о своих впечатлениях от Петербурга и московских улочек, делится размышлениями, на которые они его натолкнули. И это всегда так совпадает с моими ощущениями! Когда мне хорошо или плохо, я беру в руки томик Тонино Гуэрра и ощущаю отдохновение от повседневной суеты и рутины, погружаясь в его светлый мир.
– Бытует мнение, что жизнь артистов – это блеск софитов, роскошные наряды, всеобщее обожание и вообще нескончаемый праздник. А какие у вас есть, что называется, не богемные привычки?
Нина Шацкая:
– Я страстный турист-путешественник. И зачастую это не комфортный отдых за границей, а настоящие непредсказуемые приключения. Я бываю в таких местах, куда люди забираются очень редко: мало исследованные уголки Африки, Индии, горы Южной Америки… И для меня не составляет никакого труда, например, переночевать в палатке у пигмеев.
Ольга Кабо:
– Не богемные привычки… Я работаю как лошадь, и это абсолютно не богемно (улыбается). Иногда я думаю про себя: «Может быть, пора уже остановиться и отдохнуть?» Но в следующую минуту приходит осознание: а чем я тогда буду жить? Для меня актерская профессия стала потребностью и образом жизни. И чтобы чего-то достичь в ней, нужны две вещи: профессионализм и труд. Без каждодневного труда ничего не получится. И ничего не будет. Ни фестивалей, ни аплодисментов, ни красных дорожек, ни поклонников.