Аудиторы заработали в «САХе» стоматит

sah-karikatury

О докладе Счетной палаты Томска за 2016 год мы упоминали уже дважды: подробно – в прошлом номере в публикации «Не всех цыплят по осени считают» и в этом – в отчете с собрания гордумы. Но самое интересное осталось за кадром. Поэтому мы решили еще раз обратиться к этой теме. Самое интересное – это, конечно, всё, что касается САХа, а также ремонта и содержания дорог, то есть… тоже САХа. Всю зиму томичам внушали, что в снегу мы утопаем потому, что зима аномальная. Но вот послушала ваша покорная слуга доклад председателя Счетной палаты Томска Владимира Вакса и в очередной раз задумалась: а может, аномалия-то у нас в головах? И нечего кивать на небесную канцелярию, когда в доме порядка нет?

Аз САХ ун вэй!

Свое выступление Владимир Вакс начал с цифр, характеризующих деятельность самого контрольного органа: за год проведено 14 контрольных мероприятий, более 60 проверок. Все плановые показатели выполнены. Снижение зафиксированных нарушений более чем на 270 млн рублей – неплохой результат, учитывая тот факт, что основная миссия Счетной палаты – стоять на страже бюджетного рубля. То есть предотвращать нарушения, а не наказывать нарушителей. Тем не менее 40 материалов проверок направлено в прокуратуру. Возбуждено четыре уголовных дела.

Из 267 млн рублей – нарушений на такую сумму аудиторы отыскали в муниципальных предприятиях – львиная доля приходится на «Спецавтохозяйство». Далее с большим отрывом следует комбинат спецобслуживания. Прочие муниципалы (проверено пять из 11 имеющихся в Томске МУПов) оказались тоже не без греха, но уровень все же несопоставим. И опять же: если в похоронном деле подвижки видны невооруженным глазом (произошла смена руководства, и в целом забрезжил свет в конце тоннеля), то по поводу САХа Вакс даже сдержанного оптимизма не проявил. Самое «любимое» горожанами предприятие (если судить по числу упоминаний в Тонете), по словам председателя палаты, представляет собой ворох проблем. Неэффективное использование фондов и такое же управление производством, масса финансовых нарушений, включая неправомерное начисление завышенной зарплаты руководству и персоналу (на 34 млн рублей!), и так далее…

– Четкого понимания того, что делать с этим предприятием, у нас нет, – признался глава контрольного органа. – Может быть, администрация нам объяснит.

Забегая вперед, скажем – не объяснила. Скорее, даже наоборот. Со слов мэра Томска выходит, что никаких особых проблем с САХом он не видит. Предприятие движется вперед, ведь сумма выявленных нарушений меньше прошлогодней!

Между тем, как сообщил Вакс, на приобретение спецтехники предприятие получило субсидии на сумму 120 млн рублей, но более половины было закуплено с нарушением процедур, часть вообще не соответствует ни заявкам, ни потребностям предприятия. Да и к использованию техники возникло немало вопросов.

Искать ответы аудиторам пришлось в обстановке, приближенной к экстремальной: как только они появились на предприятии, там внезапно перестала работать вся аудио- и видеотехника. Навигаторы, GPS – ничего не было предоставлено!

– У меня от этого САХа уже мозоль на языке, а у моих аудиторов вообще стоматит, – говорит председатель палаты.

Причем куда ни кинь – всюду клин: начиная от дорожных работ и заканчивая мусором. «Спецавтохозяйство» постепенно теряет этот рынок. За четыре года одна пятая его ушла к конкурентам. Аудиторы посчитали: только за одну неделю в июле 2016 года недополученная прибыль превысила 500 тыс. рублей.

Что характерно – это не удивляет. Достаточно посмотреть, в каком состоянии находится дворовая контейнерная площадка и ее окрестности, чтобы понять, САХ здесь орудует или компания-конкурент. Ошибиться может только слепой, к тому же с нарушением функций обоняния.

В целях исправления нарушений мы активно взаимодействуем с правоохранительными органами. В прокуратуру направлено 40 материалов проверок. В 2016 году составлено 10 административных протоколов, и все должностные лица признаны виновными в совершении административных нарушений. Со стороны администрации города 21 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Большее число нарушений приходится на социальную сферу и ремонт улично-дорожной сети.

Владимир Вакс,  председатель Счетной палаты Томска

Кто на субчика?

Каждый раз, когда речь идет о дележке денег на ремонт и содержание дорожной сети, будь то средства из бюджета вышестоящего уровня или дорожного фонда, всегда возникает спор: кого больше обидели – областной центр или село? Пряников всегда не хватает на всех, но, слушая, сколько можно сэкономить себе в карман, если положить слой асфальта на полсантиметра тоньше, – понимаешь, почему муниципалы считают, что в областном центре дорожники заелись. Если это не так, объясните, почему учет и контроль в этом виде деятельности налажен из рук вон плохо? И почему организация, для которой дорожные работы а) не являются профильными; б) как следствие, проводились тяп-ляп, вновь получает генподряд?

Понятно, что муниципалитет пытался подсластить пилюлю «Спецавтохозяйству», предоставив ему средство для поддержки штанов в виде генподряда на ремонт дорог. И вот вместо того чтобы предметно работать с «субчиками» (Владимир Ильич так ласково назвал субподрядчиков, некоторые из них и впрямь те еще субчики!), «выстраивать систему», «дневать и ночевать на дорогах» (тот же Вакс), САХ ограничивается стрижкой купонов. Как английская королева – царствует, но не правит. По итогам двухгодичной ремонтной кампании за исполнение функций генподрядчика, не неся никакой ответственности, САХ получил 36 млн рублей. Теперь деньги по решению арбитражного суда подлежат взысканию – как безосновательное обогащение.

– Второй год мы говорим о необходимости утверждения экономически обоснованных тарифов еще на этапе формирования бюджета. Но этого не происходит, – замечает Вакс.

Причина называется дежурная – «нет денег». В итоге объективно оценить проделанные работы сложно. Добавьте сюда крайне низкий уровень контроля – и получаем асфальт, тающий вместе со снегом. Только не принятых технадзором оплачено на 47 млн бюджетных рублей. 21 млн – завышение объемов и стоимости работ, неправомерное применение более дорогих материалов. Потери в результате крайне низкого контроля на стадии производства работ – 67,5 млн. Не зря, заметил Вакс, глава региона Сергей Жвачкин взял качество ремонта дорог под свой личный контроль. Неужели и в Томске без вмешательства губернатора не обойтись?

Для нас основной индикатор – объем устраненных нарушений. Из общего числа нарушений, подлежащих устранению (на сумму более 1 миллиарда рублей), устранено 91,7%, что составляет свыше 936 миллионов рублей. По результатам проверок прошлых лет устранено нарушений на 591 миллион рублей.

Владимир Вакс, председатель Счетной палаты Томска

Телега впереди лошади

На заседании комитета прозвучала такая мысль: если бы доклад Счетной палаты был заслушан раньше отчета мэра, депутаты не восприняли последний столь бравурно. На многие моменты взглянули бы более критично. К сожалению, это предложение дальнейшего развития не получило, телегу в столице области будут и впредь ставить впереди лошади, к тому же о достижениях объявляя громогласно, а недостатки озвучивать в узком кругу – даже не на общем собрании, а на комитете. Который и в Интернете не транслируется, и СМИ освещается избирательно, да и вообще… после драки кулаками не машут. Отчет мэра давно принят, итоги подведены. В результате глава Счетной палаты поблагодарил градоначальника за понимание и успешную совместную работу. Мэр выразил признательность коллективу и руководству палаты. Черта под минувшим финансовым годом подведена окончательно. А САХ… ну что САХ. Исправится. Не боги горшки…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + один =