— Я убежден: в системе правоохранительных органов работают порядочные, высококвалифицированные сотрудники. Но для того, чтобы граждане по достоинству оценили их труд, нужно приблизить силовые структуры к людям. Во многих случаях для потерпевших важна не суровость наказания за совершенные преступления, а, прежде всего, возмещение причиненного ущерба. И для осуществления этого справедливого желания, необходимо внести определенные изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Здесь есть несколько направлений.
Первое. Каждый подсудимый имеет право на адвоката. Если у него нет денег оплатить гонорар, он получает от государства бесплатного защитника. А потерпевший этой юридической поддержки почему-то лишен. Никто не защищает его права, не отстаивает сумму причиненного ущерба и морального вреда. Можно возразить, что этим занимается прокурор (государственный обвинитель), но у него, строго говоря, другая задача. Он поддерживает обвинение, его действия направлены на доказательство вины и квалификацию преступления согласно статье УК, а не на защиту интересов потерпевших. Считаю, они также должны иметь право на бесплатного адвоката.
Второе. Работники дознания и следствия должны рассматривать вопросы обеспечения материальных исков потерпевших уже на стадии следствия. Для этого им необходимо иметь возможность накладывать арест на имущество злоумышленника, с последующим его изъятием. Это тоже должно быть прописано в законе. Для обеспечения гражданских и имущественных исков нужно ввести в УПК РФ понятие конфискации имущества, а в УК РФ — статью о конфискации имущества.
Третье. Осужденный в местах лишения свободы обязан работать, чтобы возместить причиненный ущерб. Но сегодня многие производства в колониях свернуты. Значит, государство, которое не обеспечило занятости заключенных, должно выплатить потерпевшему всю сумму удовлетворенного иска. А уж потом искать возможность взыскать ее с осужденного.