Байки с небес

Тагиров01

Более 30 лет Рафаэль Тагиров наблюдал за жизнью Томской области с высоты птичьего полета

История томского воздухоплавания насчитывает без малого 100 лет. Как минимум четверть из них пилот с романтичным именем Рафаэль совершал полеты из Томска в разные точки нашей области, России, зарубежья. Накануне Дня гражданской авиации России «ТН» выясняли у него, каково это – провести полжизни в небе.

На борту с «Томью»

Подходим с Рафаэлем Тагировичем к аэропорту. Со взлетной полосы доносится шум ревущего двигателя самолета.

– Это Ан-26. На посадку заходит, – говорит Тагиров.

– Как вы узнали? – удивляюсь я.

– У каждого самолета свой голос, – пожимает плечами летчик. – А я за штурвалом Ан-26 полжизни провел, каждую его повадку хорошо знаю.

В советские годы чартерными и пассажирскими рейсами Тагиров летал по всему Союзу. Из Вильнюса, Таллина, Минска, Риги доставляли яйца племенной птицы для разведения на томских птицефабриках. С Дальнего Востока везли красную икру, а из районов области в Томск – дикоросы.

Нередко пассажирами Тагирова оказывались нефтяники, которых он возил на вахты по области, а также в Норильск, Салехард и другие суровые северные районы страны. Впрочем, под южным солнцем греться тоже доводилось.

– Однажды я провел три дня на морском побережье. Говоря проще, бездельничал, пока ждал в обратный путь ученых из томского Института оптики атмосферы, которых сам же и привез в Симферополь на практические исследования, – вспоминает Рафаэль Тагирович.

Но больше, конечно, было суровых будней. Во время лесных пожаров доставлял летчик к горящим участкам леса парашютистов авиалесоохраны, а в 1970-е десантировал томских пожарных в Москву – тушить торфяники.

Знакомства со знаменитыми людьми тоже были, например с футболистами «Томи».

– С нашей командой я летал по городам Сибири, когда они играли в первой лиге. Хорошо дружил с Юрием Степановым, а с Витей Себелевым и до сих пор созваниваемся. Как-то они мне футбольный мяч подарили со своими автографами, – рассказывает Тагиров и добавляет шутя: – Надо признаться, пока наши футболисты не пересели с анов на боинги, играли лучше.

После гастролей в Стрежевом доставлял летчик в Томск легендарную команду КВН «Дети лейтенанта Шмидта».

– Ох, и смеялись же мы в дороге! Особенно отжигал Гриша Малыгин, царствие ему небесное… С ним и с Дмитрием Бакиным мы потом неплохо дружили, – ностальгирует пилот.

 Ты извини,  что без цветов…

Но интересные встречи, романтика – это лишь одна сторона медали в профессии летчика. По другую – печальная статистика авиакатастроф.

– Летал я на трех типах самолетов – Ан-2, Ан-24 и Ан-26. На каждом из них имел по одной вынужденной посадке. Поэтому, когда предложили попробовать штурвал Ту-154, отказался: боялся четвертой, – полушутя, полусерьезно признается Рафаэль Тагиров.

С самой серьезной ситуацией, добавившей летчику седин, он столкнулся в 1975 году, накануне Международного женского дня.

– Совершал рейс в Средний Васюган. Туда из Томска вез 11 пассажиров, среди них двое детей. Когда пролетали над тайгой в районе Каргаска, на моем Ан-2 отказал двигатель, – вздыхает Рафаэль Тагирович. – Начали стремительно падать. Автоматически пришла в голову мысль выпустить закрылки, чтобы перевалить через деревья – не зацепиться за них и не перевернуться. На пути оказался горельник, где лес был не таким густым. Тоже повезло. Но все-таки посадка получилась крайне жесткой – повалил 27 деревьев, а крылья моего кукурузника и вовсе оторвало начисто. Они теперь, как рассказывают ребята, которые пролетали над этим местом после меня, до сих пор лежат в лесной чащобе. Слава богу, все пассажиры живы-здоровы остались.

Когда Тагиров выбрался из самолета, землю целовать не бросился, но сразу закурил. Несколько раз подносил сигарету к губам – так сильно тряслась рука. Домой вернулся уже не 8 марта, а на следующий день. Получилось как в песне: «Ты извини, что без цветов…» Но разве такая мелочь важна, когда любимый человек чуть не погиб?

– Супруга встретила со слезами. Призналась, что лучшим подарком для нее стало то, что я жив остался, – улыбается Тагиров.

Сам себе навигатор

Еще одну аварийную посадку пришлось летчику совершить в Колпашеве в 1983 году на Ан-24. Приземлился с одним работающим двигателем, 48 человек на борту, по иронии судьбы снова летел в Средний Васюган.

– Ничего, сели нормально! Люди тогда даже не поняли толком, что случилось. Спрашивали: «А почему дальше не летим? Хорошо ведь приземлились!» После этого случая я медаль Нестерова за хорошую посадку получил. Указ о награждении подписал Борис Ельцин. Этот самолетик теперь в нашем музее стоит – такой же пенсионер, как и я, – смеется летчик.

Под крылом самолета Рафаэля Тагирова развивалась, изменялась Томская область. Многое появлялось, перестраивалось и в самой системе авиации. По-настоящему удобной и нужной вещью стали, по мнению Тагирова, современные GPS-навигаторы, которые летчик до выхода на пенсию еще застал.

– А знаете, как летали раньше? По картам и наземным ориентирам, – подмигивает он. – Для пассажиров самолета внизу блестит какое-то озерцо, в то время как для летчика это – ценная примета.

В профессиональном сленге авиапилотов есть слово «грибы» – это болота соответствующей формы, служащие дорожным ориентиром.

– Бывает, летишь над тайгой, ищешь взглядом приметное дерево, которое должно здесь быть, а оно куда-то исчезло. В итоге прилетаешь в Пудино – нет Пудина. Вот и кружишь затем над лесом в поисках других ориентиров, – смеется Тагиров. – Представьте себе, каково было лететь таким образом в другую страну?

У пилотов на этот случай даже анекдот есть. Выходит летчик на городскую площадь. Навстречу ему шагает грузин. Пилот спрашивает:

– Что это за место?

– Площадь Шато Руставели, – отвечает добрый человек.

– Да что мне твоя площадь?! – в сердцах восклицает летчик. – Лучше название города скажи!

Но главный спутник каждого пилота не столько навигатор, сколько удача. Поэтому брать с собой в дорогу какой-то талисман – привычное дело. У Рафаэля Тагирова есть египетский «глаз», подаренный дочерью. Названия и значения этого сувенира пилот не знает, но важна ведь не сама вещь, а тот, кто ее подарил. В долгих перелетах он служил ему воздушным поцелуем, попутным ветром из дома.

Тагиров02Справка «ТН»

Родина Рафаэля Тагирова – Грузия. Однако настоящим домом для него стал Томск. В Сибирь он попал в 1968 году после окончания Кременчугского летного училища гражданской авиации. За штурвалом пилот Тагиров провел 31 год и налетал 20 тыс. часов.

Любовь к небу – это навсегда. Окна дома Рафаэля Тагирова смотрят прямо на музей томского аэропорта, где сейчас бывший капитан запаса гражданской авиации проводит экскурсии для всех желающих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − двенадцать =