Дмитрий Хлопцов: «Для меня участие в жизни сыновей и дочери – это все же постоянная потребность»

Бизнесмен и ученый Дмитрий Хлопцов меняет мир для детей

Дмитрий Хлопцов: «Для меня участие в жизни сыновей и дочери – это все же постоянная потребность»
Дмитрий Хлопцов: «Для меня участие в жизни сыновей и дочери – это все же постоянная потребность»

Каждый день ровно в 17.55 бизнесмен и ученый Дмитрий Хлопцов уходит с работы. В 18.00 он должен забрать младшего сына из садика, расположенного рядом с офисом, и хоть огнем все гори: «Потому что, если я задержусь, он будет ждать меня и, возможно, плакать». Все деловые встречи – до 17.30 или после 19.00, и никакой работы на дом. Доктор экономических наук, доцент кафедры политэкономии ЭФ ТГУ, директор бюро оценки и агентства недвижимости «ТОККО» основным местом своей занятости все же считает семью: «Это главная ценность. Работу можно сменить, детей – нет».

Дети для детей

…Молодой парень, 27 лет, пишет кандидатскую, уже открыл свой офис. Скоро родится первый ребенок, и, кажется, дальше все будет как прежде.

– Каково же было мое удивление, когда месяц спустя после рождения Дениса я понял: дети – это на всю жизнь, и жизнь эта кардинально другая, – с улыбкой вспоминает Дмитрий Хлопцов. И уже с гордостью добавляет: – Когда сын родился, я первый взял его на руки (какой, однако, неожиданностью были тогда для медперсонала партнерские роды! – Авт.). И так все дети – попали ко мне на руки раньше, чем к матери.

Денис родился в 1999-м, два года спустя появилась Даша, в 2005-м – Сергей. Супруги Хлопцовы вовсе не планировали становиться многодетной семьей – просто, по выражению Дмитрия Михайловича, никогда не отказывали себе в удовольствии еще раз стать родителями. А может, это была инстинктивно понятая истина: одному ребенку тяжело расти в семье.

– Да, наверное, только после рождения Даши мы осознали, что это неправильно, когда ребенок предоставлен сам себе, – говорит Хлопцов. – Многие говорят: не можем себе позволить рожать второго. Но первому-то (и единственному) ребенку хуже не от того, что он не съел дорогой колбасы или получил не самую дорогую игрушку, а от того, что у него нет сестры или брата, с которым он мог бы общаться каждый вечер. Он больше пристает к своим родителям, но никогда не получит от них того, что может получить от родных братьев и сестер.

Сделай сам

Ни один из родителей не будет для ребенка (особенно для сына) авторитетом – это была еще одна истина, не самая приятная, познанная Хлопцовым как отцом.

– Садик, школа, спортивная секция в большей степени формируют характер, понятия, мироощущение, – считает Дмитрий Хлопцов. – В итоге со старшим сыном мы очень долго искали подходящий детсад, порядка трех-четырех прошли и все время ощущали, что ребенку там не вольготно. Я сам прекрасно помню, как каждый день до семи лет плакал – не хотел к воспитателям. Зачастую советская система, вызывавшая протест, осталась до сих пор: «Все дружно взяли мелки и рисуем. Рисуем, Я СКАЗАЛА!» Может, это и формирует навыки рисования, но под кнутом, а это же ненормально. В конце концов мы пришли в садик «Монтессори», и ребенок сразу же перестал плакать по утрам. Туда же потом отдали дочь, сейчас его посещает уже младший сын.

Хлопцов не просто нашел хороший сад для семьи – чтобы сделать его еще лучше, он стал председателем управляющего совета:

– Скажем, есть потребность заменить окно, потому что детям холодно. Бесполезно идти в мэрию просить об этом, у них более ста садиков с такой же проблемой. Хорошо, берем и меняем сами, – приводит пример бизнесмен. – У государства не всегда хватает или финансов, или понимания того, что действительно важно. Мол, чего еще – бумага-карандаши-краски есть. Игрушек надо? Ну, купим вам деревянные кубики…

Чему учиться

– Но главная головная боль – это школа, – выражение лица Дмитрия Хлопцова становится унылым. – В садик можно не ходить, оставить ребенка с бабушкой, но полного школьного воспитания дома не дашь. При этом проблему с местами в детсадах более-менее решили (какого качества эти места – отдельный разговор). А вот то, что школы скоро будут катастрофически переполнены, мало кого волнует: за последние 30 лет в Томске не построена ни одна новая. И это еще скажется на многих наших детях. Другая серьезная проблема – из школ уходят старые учителя, которые работали за идею, молодежь же хочет работать за деньги, а зарплата учителя 6 тысяч – разве деньги?

Учителя, атмосфера – для отца это было решающим аргументом в выборе школы: детей должно туда тянуть. Когда выбрал – вошел во вновь созданное некоммерческое партнерство, чтобы способствовать уровню образования конкретного учебного заведения.

Хлопцов объясняет:

– Каждому из нас не пригодилось и половины тех знаний, которые дают в школе. А чему тогда учиться? Что должна дать школа? Я постоянно задаю эти вопросы сам себе, другим родителям на собраниях. Уверен, они волнуют каждого, но не все родители могут позволить себе что-то изменить, по большому счету – взять на себя ответственность. В этом смысле предпринимателям проще: человек, решивший заняться своим делом, уже готов к ответственности, например, у нас в школе 4–5 серьезных бизнесменов постоянно приходят на собрания вечером и по субботам и активно участвуют в процессе. Но, к сожалению, в большей части общества укоренилось мнение, что все должно делать государство – обеспечить отпрысков садиками, школой, выучить и отдать нам назад. А мы в итоге получаем детей со знаниями, которые не нужны, со слезами, потому что их заставляли спать, когда не хотелось, или лепить из черного пластилина, потому что зеленого не было… Надо каждому понять: мы должны детям больше, чем государство.

Когда семья отдыхала в Германии, детям показывали не только достопримечательности. Заходили в немецкие садики, проходили мимо школ, стадионов, смотрели, как у них все устроено
Когда семья отдыхала в Германии, детям показывали не только достопримечательности. Заходили в немецкие садики, проходили мимо школ, стадионов, смотрели, как у них все устроено

Среди моих знакомых есть примеры, когда отец дома вызывает детей к себе в кабинет, отчитывает по часу, и это все свидание за день. Для меня участие в жизни сыновей и дочери – это все же постоянная потребность. Хотя я не считаю, что делаю что-то экстраординарное, ведь отвезти детей в сад и в школу, забрать их оттуда вечером, вместе что-то поделать дома – разве это не нормально?

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Как оторвать от телевизора

– Все дети – и мои не исключение – любят проводить время у телевизора или компьютера. Но если вместо этого предложить им сходить в кафе, потом погулять по старой части города, что-нибудь интересное рассказать или почитать, с большим удовольствием согласятся. Свежий пример: на днях мы вернулись из Германии, вечером смотрю – дети не стали по обыкновению включать телевизор, а достали свои игрушки, книжки… И я понял, что они просто соскучились! Значит, надо чаще менять обстановку, ставить новые задачи.

Как давать деньги

– Я понимаю, что старшему сыну (ему 13) уже пора иметь личные деньги: не только на обед и на проезд, но и что-то сверху – купить воды после тренировки, угостить чипсами, чтобы поддержать реноме… Трудно понять, сколько именно составляет этот необходимый минимум, и в этом надо учиться доверять ребенку. Крупные же покупки мы совершаем вместе: я считаю, в 13–14 лет дети не готовы самостоятельно тратить крупные суммы.

Как вырастить успешного человека

– Нужно показать детям как можно больше возможностей. Чем раньше поймут, что это им надо, тем раньше будут готовы осознанно сделать выбор – в увлечениях, в профессии. Так, старший сын ходил на одну, вторую, третью спортивную секцию, остановился в итоге на академической гребле, зато теперь легко встает в 08.00 в воскресенье и идет на тренировку, а потом на вторую в 16.00. Я бы так точно не смог! Дочь-третьеклассница серьезно занимается музыкой, когда мы были у родственников в Германии, давала там концерт. Я сказал дочери: «Если ты захочешь учиться в Германии, поступить там в консерваторию – ради бога, у тебя есть такая возможность. С языком проблема? Так учи, если действительно хочешь». Наша задача – помочь определиться с выбором, показать разницу. Мы специально заходили в немецкие садики, проходили мимо школ, стадионов, смотрели, как у них все устроено, слушали немецкую речь… Родителям всю жизнь будет казаться, что ребенок маленький и за него все надо решать, но уже лет с десяти дети тоже хотят принимать самостоятельные решения. Задача родителей – показать богатство выбора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + 9 =