Больше половины томских школ, гимназий и лицеев сотрудничают с университетами

Непрерывная и многоуровневая модель образования – одно из семи генеральных направлений проекта «ИНО Томск – 2020».

Интересы интеллектуального, творческого и профессионального развития школьников все более настойчиво требуют, чтобы школа и вуз искали общий язык и находили точки соприкосновения.

Партнерская деятельность вузов и школ – это фундамент для повышения качества образования, – говорит Лариса Истомина, главный специалист отдела развития образования департамента образования Томска. – На сегодняшний день более 60% томских школ, гимназий, лицеев осуществляют сотрудничество с вузами. Департамент образования поддерживает эту инициативу. Можно выделить четыре направления работы: научно-методическое, образовательное, кадровое и профориентационное. При этом каждое учреждение выстраивает индивидуальную концепцию сотрудничества с высшей школой.

Так, основой образовательной деятельности Академического лицея является ориентация на высшее образование и взаимодействие с вузами Томска и России. Это привело к изменениям в организации образовательного процесса и внедрению новых форм ­обучения: дистанционные, командно-игровые, экстернат, зачетные недели, спецкурсы, индивидуальные образовательные программы, личностно ориентированное предметное сопровождение, профильные практики, социальные пробы, обучение через ВКС в онлайн-режиме, лекции, мастер-классы, семинары. В течение двух лет реализуется дополнительная и развивающая программа «Индивидуализация образовательного процесса старшей профильной школы на основе интеграции научно-образовательного комплекса г. Томска и инновационного бизнеса». Она включает экскурсии, лабораторные практики, дистанционные лекции, курирование научно-исследовательских проектов, социальных проб, стажировок, образовательных проектов на базе ТГУ, ТГПУ, ТПУ и СибГМУ.

В гимназии № 24 делают ставку на популяризацию иностранных языков и на иноязычные культуры. Один из проектов, в котором принимает участие гимназия, – «Культурное погружение». В рамках договора между ТГПУ и университетом штата Индиана (США) американские студенты совместно с российскими проходят педагогическую практику. Организуются встречи гимназистов с учеными из США (по программе образовательных грантов Фулбрайта, которая обеспечивает международные образовательные обмены для студентов, ученых и преподавателей). Гимназия является одной из участниц областного проекта развития дистанционного обучения в Томске «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционных школ при национальных исследовательских университетах». С 1 сентября началась апробация образовательных программ по гуманитарному и естественно-научному направлениям.

Среди партнеров гимназии № 55 – ТГУ и ТГПУ. Содержание взаимодействия с вузами можно охарактеризовать как психолого-педагогическое. Оно включает курирование профессионального выбора старшеклассников, обучение педагогов технологии тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной траектории обучающихся, организацию волонтерского взаимодействия, научно-образовательную поддержку ряда проектов, а также предпрофильную подготовку 7–9-х классов по программам «Компьютерный дизайн» и «Компьютерные технологии».

Школа № 14 активно сотрудничает с историко-филологическим факультетом ТГПУ. Совместная деятельность подчинена идее формирования профессиональной культуры, нового компетентностного имиджа педагога в изменившихся образовательных условиях. Преподаватели вуза, являясь одновременно и учителями школы, реализуют подготовку педагогов нового поколения в конкретных учебных обстоятельствах. Речь идет о педагогических мастерских, совместных образовательных проектах, в которых студенты и педагоги школы учатся работать в ориентире на требования Федерального образовательного стандарта нового поколения. Эти формы, по мнению школьного коллектива, позволяют практиковать ценности инклюзивного образования, содержание которого педагоги-партнеры осваивают по госзаказу.

Успешно работает с ТГПУ школа № 28 – в плане организации педагогических классов. В летние каникулы ученики этого класса проходят педпрактику на базе пришкольного и загородных лагерей. Преподаватели вуза являются научными консультантами программы по информатизации школы. Под их руководством проходят курсы для педагогов, дистанционная школа «Юный информатик» для учеников, студенты оказывают помощь и в создании цифровых образовательных ресурсов, школьного сайта. Взаимодействие с ТПУ охватывает проектно-исследовательскую деятельность, а программа экологического образования в школе осуществляется с ТГУ.

Постоянный партнер школы № 37 – ТГПУ. Сотрудники вуза оказывают методическую поддержку в реализации проекта «Интеллектуальное развитие обучающихся средствами инновационного учебно-методического комплекса «Компетентность. Инициатива. Творчество», проводят мониторинг качества математического образования в школе. А ученики с удовольствием посещают занятия по физике и математике Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования университета.

– Когда ребята 1 сентября пришли в школу, они спросили: «А китайские студенты у нас будут?» И мы поняли: ребятам это по-настоящему интересно, – рассказывает Ирина Евстигнеева, учитель-тьютор школы «Эврика-развитие». Уже несколько лет ученики начальной школы и иностранные студенты ТПУ из Китая и Вьетнама придумывают разные совместные проекты. Один из них – «Воздушные змеи». Китайцы, рассказывая детям о китайских мифах, практикуются в изучении русского языка, а школьники  из первых рук узнают о китайской культуре.

– Мы планируем и дальше такие проекты, но еще не знаем, какие они будут в этом учебном году. Это зависит от желания детей и студентов, – говорит учитель-тьютор Влада Борина

Комментарии

Открыты для сотрудничества

Александр РевушкинАлександр Ревушкин, проректор по учебной работе ТГУ:

– В настоящее время мы уже не представляем своей деятельности без активного совместного творчества с общеобразовательными учреждениями. Ведь от того, какими школьники поступят к нам в университет, как будут воспитаны, как образованы, зависит наша работа и конечная цель – подготовка специалистов. Поэтому выпускники университета – это не только результат труда преподавателей ТГУ, в этом есть и большой вклад томских школ. Направления нашей совместной деятельности разнообразны. Это и курсы повышения квалификации для учителей, в том числе по новым образовательным технологиям, инновациям в сфере образования, и переподготовка руководителей учреждений по специальным программам, посвященным проблемам управления в сфере образования, и использование дистанционных технологий для трансляции занятий, лекций в районах Томской области, и многое другое.

Поддержка – концептуальная

Людмила Долгова, директор школы «Эврика-развитие»:

– Наша школа взаимодействует с вузами на протяжении всей своей 22-летней истории. В начале 90-х совместно с пединститутом мы создавали проект нашей школы и подбирали кадры. Благодаря этому у нас стали работать выпускники, которые были ориентированы на разные образовательные системы.

В начале нулевых, опираясь на ресурс ТГПУ, мы проводили всероссийские тьюторские конференции. В последние годы плотно работаем с ТГУ, являемся школой-лабораторией госуниверситета по тематике «Индивидуализация образования». Взаимодействие это концептуальное, то есть не столько к нам приходят преподаватели учить наших детей, сколько наши педагоги совместно с учеными ТГУ делают исследовательские программы, экспериментальные разработки. Это поле для того, чтобы наши учителя защищали диссертации, это поле для рефлексии деятельности, в том числе управленческой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + девять =