Жилищному рынку Томска требуется передел. И желательно мирный
Обслуживание многоквартирного жилья – это стабильный и (в отличие от торговли и большинства видов услуг) гарантированный бизнес с обеспеченным спросом. Ведь жилищная услуга продается в неизменном объеме, независимо от предпочтений и финансового состояния потребителя. Отсюда – огромный интерес даже к самому маленькому куску коммунального пирога.
Хроника необъявленной войны
Старая и новая УК боролись за 10-подъездную 10-этажку на ул. Ивановского, 14 (лакомый объект: сборы по месяцу – 1 млн рублей!) целый год. Дело тонуло в судах. Дом превратился в «партизанское» поле боя: угрозы с обеих сторон, битье стекол в подъездах, срывание почтовых ящиков, порча стен и батарей, спиливание замков на входе в подвал… В ноябре под угрозой размораживания дома администрация все же вмешалась, потребовав, чтобы одна из УК ушла. «Сейчас я поступил бы по-другому: выставил бы охрану и дождался решения суда», – говорит глава Октябрьского района Василий Неверов.
Год жители многоэтажки на ул. Бирюкова, 2, оборонялись от компании, штурмовавшей их дом. В анналах этой истории – подделывание подписей умерших и уехавших, фиктивные протоколы собраний, конфликты и драки с вызовом милиции, спиливание замков, угрозы и даже нападение на председателя ТСЖ. Жители встали на физическую защиту подвалов с узлами управления. Суд признал, что протокол поддельный, а требования УК незаконны.
Ул. Больничная, 4/1: жители избрали непосредственную форму управления, отказавшись от услуг управляющей компании, но УК не уходит. Опять – срывание замков, групповые конфликты, компания продолжает слать жителям свои платежки…
– В Октябрьском районе УК-рейдеры активизировались пару лет назад; за 2011 год было восемь попыток рейдерских захватов домов, – говорит глава района Василий Неверов. – В 10 домах, где есть скрытые конфликты, агенты рейдеров ведут кротовую работу. Еще 10 домов хотят уйти от своих УК и создать товарищества, а значит, находятся в зоне риска, ведь рейдеры считают ТСЖ легкой добычей.
Главные жилищно-коммуналь-ные войны, по словам Василия Неверова, ведутся летом, так что скоро мы услышим и о новых адресах раздора.
На ремонт не остается
Из 16 управляющих компаний в Октябрьском районе шесть обслуживают менее 200 тыс. кв. м жилья. «Мой дом», «Старт-М», «Дом», «Ремостройбыт», «Жилкомплекс» работают на четырех-восьми домах, у «Стройсоюза» их два, у УК «ЖКО» – один… В Советском районе из 23 УК девять имеют по одному-три дома.
По мнению главы Советского района Сергея Автомонова, рынок жилищных услуг сегодня достаточно стабилен, но при этом нуждается в некоторых изменениях.
– С новым домом, практически не требующим ухода, может справиться и маленькая компания, – говорит Сергей Автомонов. – Но чаще всего у нее получается проедание средств ремонтного фонда. Ведь полноценная УК должна иметь руководителя, главного инженера, бухгалтера, паспортиста, бухгалтера по работе с населением, аварийную службу, сантехника, электрика, дворника… О какой экономике можно говорить? Денег, которые они собирают с жителей, им не хватает даже на зарплату!
По мнению Автомонова, точка безубыточности УК – 50 тыс. кв. м обслуживаемого жилья.
– А 200 тыс. кв. м позволят иметь полноценную экономику жилищной организации, но для развития бизнеса и жилфонда необходимы еще большие объемы. Оптимальным для Советского района было бы не более четырех-пяти УК. Мэром задача поставлена: в Томске не должно остаться компаний, обслуживающих менее 200 тыс. кв. м. Но мы же понимаем, что это вопрос для общения с отраслевым сообществом, предстоит серьезный переговорный процесс. Ведь наша задача – не революции, а эволюционное развитие этого рынка с участием власти, – подчеркивает Автомонов.
Прочь от «кормушек»
– Необходимость укрупнения, безусловно, назрела: выжить, не загубив фонда, смогут только компании, обслуживающие более 150 тыс. кв. м, – в целом согласен с чиновниками директор некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Том Жил Комплекс» Анатолий Воронцов. – Опыт показывает: при меньшем фонде компания неэффективна из-за больших управленческих расходов, в этом случае на жилье идет очень малая часть средств. Компании, обслуживающие по 30–40 тыс. «квадратов» – это лишь «кормушка» для самих себя.
Проблема «маленьких» весьма масштабная: по оценке главы СРО, из 64 томских управляющих компаний около 20 имеют жилфонд менее 100 тыс. кв. м, у половины из них – всего по 20–30 тыс. кв. м. Если учесть, что многоквартирный фонд Томска около 4 млн кв. м, нетрудно подсчитать, что не поддерживается должным образом (являясь лишь «кормовой базой» для УК) около 800 тыс. «квадратов» – чуть не четверть города…
– Я не вижу механизма, как заставить бизнес укрупняться, – признается Воронцов. – Можно лишь предложить ему объединяться, заинтересовав выгодными условиями… Волевое решение уйти от маленькой компании (и таким образом выкинуть ее с рынка) могут принять только сами жильцы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Признаки вторжения
Появление чужих людей, которые начинают агитировать за перемены и обещать золотые горы.
Рейдеры находят среди жителей нескольких сторонников (в ряде случаев обещают людям простить накопленные долги за помощь в заходе на дом), небольшая группа жильцов пытается провести собрание втихую, без участия представителей администрации, активистов-общественников, ТОСа. А не набрав должного количества участников, заявляют о проведении заочного голосования.
Как действовать
Навести справки о компании, которая предлагает свои услуги, посмотреть ее сайт, запросить документы, сравнить экономику старой и новой компаний.
Ходить на все собрания собственников жилья. Приглашать на них представителей администрации, которые могут по обращению жильцов проанализиовать документацию УК, проверить ее деятельность.
Избрать в совет дома умных, энергичных, грамотных людей, которых невозможно обмануть (в соответствии с внесенными в Жилищный кодекс изменениями совет дома должен быть создан в каждом многоквартирнике до 1 июля).
СКАЗАНО
Анатолий Бочаров, начальник Департамента государственного жилищного надзора Томской области:
– Законодательство сегодня не позволяет власти напрямую влиять на ситуацию на жилищно-коммунальном рынке, но это не значит, что проблемы, связанные с правомочностью начислений, двойными квитанциями, сменой способа управления домом, выбором другой компании и так далее, являются нерешаемыми. Рынок определяет собственник. Тем, кто хочет не просто «наказать УК», а решить проблему, мы помогаем. С сентября 2011 года у жилищной инспекции появились новые полномочия, позволяющие оперативно решать конфликтные ситуации в досудебном порядке (например, по проверке легитимности избрания УК или создания ТСЖ). Думаю, через 3–4 года все недобросовестные и слабые игроки с этого рынка уйдут. Жизнь заставит.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Как определить, занимается ли ваша УК ремонтом дома или только проедает деньги?
1. Внимательно изучите отчет управляющей компании о выполненных за год работах.
2. Запросите у компании финансовую информацию. По статье «содержание дома» деньги идут на финансирование аппарата управления УК, аварийной службы, осуществление мелкосрочного ремонта. Статья «Текущий ремонт» обеспечивает работы, которые УК обязана выполнять на доме в течение года по утвержденному собранием жильцов плану. Сопоставьте сборы с дома и расходы УК. Если вы обнаружите, что начисления по содержанию составляют, к примеру, 300 тыс. рублей, а зарплата сотрудников УК с налогами – 450 тыс., значит, 150 тыс. рублей были взяты из ремонтного фонда, и рассчитывать на поддержание дома в порядке не стоит.
3. Некоторые УК заявляют жителям: никуда вы от нас не денетесь. Это неправда: уйти нелегко, но возможно. Только жители определяют, кто будет обслуживать дом.
4. Выбирая новую компанию, старайтесь не верить словам и обещаниям, по-максимуму соберите документы, информацию из разных источников. Проверьте, есть ли у УК кадровый, финансовый, производственный потенциал (у некоторых – лишь ручка, компьютер и стол в аренде).
5. Обратитесь за консультативной помощью в районную администрацию.