Более полусотни школ региона вошли в систему инклюзивного образования

Елена Смирнова

Фото: Юрий Цветков

_DSC3016

Этого дня Наталья Золотовская ждала с трепетом. 1 сентября ее дочь Настя, как и сотни других томских первоклашек, должна была пойти в школу. Вот только поводов для волнений у Натальи Владимировны выдалось больше, чем у других мамочек. Примут ли Настюшу одноклассники? Не будет ли она уставать на занятиях? Кто поможет ей собрать учебники в ранец, если это понадобится? Причина такой тревоги объяснима: у Насти ДЦП, передвигаться девочка может только с помощью ходунков. А учиться ей предстояло вместе с ребятишками, у которых таких проблем нет.

Как донесла «разведка»…

Как показала жизнь, волновалась мама напрасно. Этой осенью Настя Золотовская пошла уже в седьмой класс, из школы она приносит исключительно четверки и пятерки и никакого особенного дискомфорта, общаясь со сверстниками, не испытывает. А Наталья Владимировна с уверенностью говорит: дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью могут и должны учиться в обычной школе.

– Не знаю, как сложилась бы ситуация, если бы мы пришли в школу не в первом классе, а, скажем, в третьем или пятом. Но сейчас дочка чувствует себя довольно комфортно, ходить в школу ей нравится, – рассказывает Наталья Золотовская. – В своем классе Настя – единственный ребенок с таким заболеванием. Но она была среди детей с первого дня, когда формировался коллектив. По большому счету, такой же новичок, как и все остальные. В первые школьные месяцы несколько ребят спросили у меня о том, почему Настя на них не похожа. На что я ответила: «Все люди разные – у кого-то болит голова, у кого-то рука, а у Насти – ноги, поэтому она так ходит». И все, больше этот вопрос никогда и никем из детей не поднимался.

Когда Насте исполнилось семь лет, семья Золотовских занялась поиском школы. Летом, накануне учебного года, мама отправилась «на разведку». Просмотрев несколько вариантов, остановилась на школе №54. От дома, конечно, далековато, но у семьи есть машина, что облегчало ситуацию. Подбадривала и мысль о том, что это учебное заведение одним из первых стало реализовывать систему инклюзивного образования в Томске. Обнаружилось только одно «но» – до Насти учеников с таким заболеванием в школе не было. А значит, требовалось время, чтобы создать условия для комфортного пребывания девочки в школе. Для этого нужен был минимум один учебный год.

– Я, конечно, видела, как переживала мама. Пожалуй, даже сильнее, чем сама Настя. Думаю, свою роль сыграло то, что девочка ходила в детский сад, у нее был опыт общения со сверстниками, и приход в школу не стал для ребенка стрессом, – рассказывает директор 54-й школы Людмила Самохвалова. – Что касается педагогического коллектива, то мы поставили задачу сделать все, что называется, по уму, чтобы создать для Насти по-настоящему комфортные условия.

Счастливый случай в помощь

Оценивая семилетний опыт инклюзивного образования в их школе, Людмила Самохвалова отмечает: большую роль в адаптации особенных ребятишек играет настрой родителей. Наталья Золотовская первые шаги в школьной жизни дочери делала вместе с ней: провожала на занятия и встречала после уроков, активно подключилась к бытовой стороне дела. Благодаря маме те же поручни в классной комнате появились именно в том месте и именно на том уровне, которые удобны для Насти.

Еще один важный момент – найти хорошего сопровождающего на время пребывания в школе ребенка с заболеванием опорно-двигательного аппарата. Это не обязательно человек с педагогическим образованием, но обязательно взрослый, который на протяжении учебного дня будет рядом: поможет перей­ти из класса в класс, сопроводит в столовую… Когда Настя была первоклашкой, заботу о ней взяла бывший педагог. После того как женщина оставила работу по семейным обстоятельствам, эту эстафету переняла Наталья Владимировна. Здесь помогло удачное стечение обстоятельств: как раз в тот год в школе освободилась вакансия инженера по охране труда, которую заняла Золотовская.

– Это просто счастливый случай! – признается Наталья Владимировна. – Раньше я не работала, потому что нужно быть все время с дочкой: забрать ее из школы, накормить обедом, помочь с уроками. А найти работу на полдня оказалось проблемой. Устроившись в школу, я убила трех зайцев сразу. Во-первых, заработок никогда не лишний. Во-вторых, чтобы дать что-то своему ребенку, нужно самому как-то развиваться и быть наполненным. Роль домохозяйки, как вы понимаете, этому мало способствует. Ну и, что самое главное, у Настены появилось больше свободы. Когда следишь за чужим ребенком, стараешься контролировать каждый его шаг, чтобы не дай бог ничего не стряслось. Теперь же, грубо говоря, никто не водил ее за руку постоянно, но Настя при этом знала: мама всегда рядом и, если это понадобится, придет на помощь.

Результат налицо. За годы учебы Настя здорово изменилась: стала более уверенной в себе, самостоятельной, общительной. А семья Золотовских убедилась: инклюзивное образование – хорошая вещь.

Эксклюзив для инклюзива

История Насти Золотовской не исключительная. Сегодня в регионе 66 из 332 школ работают по системе инклюзивного образования (это 20% от общего количества учебных заведений). Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью создаются специальные условия в рамках государственной программы «Доступная среда».

– Во-первых, чтобы принять в ряды своих учеников особенных ребятишек, нужна соответствующая инфраструктура. Причем подход должен быть индивидуальный. Для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, например, нужны поручни и пандусы. Если речь идет о ребятишках-колясочниках, важно позаботиться еще и о широких дверных проемах, специальных партах и лифтах. Если в школе учатся дети с проблемами зрения, в целях их безопасности должно быть специальное половое покрытие, – комментирует заместитель начальника областного департамента общего образования Елена Вторина. – Другой важный момент – приобретение специального оборудования для учебного процесса. Это особая компьютерная техника и учебники, интерактивные доски. Кроме того, в школах должны быть комнаты релаксации и кабинеты для работы психологов. Ну и, наконец, учителя, которые работают в системе инклюзивного образования, обязательно должны пройти курсы повышения квалификации. На них педагоги осваивают методы преподавания и подходы к обучению особенных детей.

По решению правительства до 2020 года в каждом регионе 35% школ должны войти в программу «Доступная среда». По словам Елены Вториной, в 2016 году к программе «Доступная среда» присоединятся еще 11 школ Томской области. Это будет уже 23% от общего количества учебных заведений региона. Кроме того, в ближайшее время работать по программе «Доступная среда» начнут дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования.

Томская область реализует программу «Доступная среда» с 2011 года.

_DSC2970

ЦИФРА

1,7 млн рублей получает каждая школа по программе «Доступная среда». Средства приходят из федерального, областного и местного бюджетов.

В нынешнем учебном году в Томской области

  • по программе инклюзивного образования обучаются 9837 детей с ОВЗ и 976 детей с инвалидностью;
  • в коррекционных образовательных учреждениях и интернатах – 1674 ребенка;
  • в коррекционных классах общеобразовательных школ – 1324 ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 5 =