Большое небо маленького города

Когда душе на земле тесно

Есть в Колпашево два человека, у которых вся душа в небе. Может быть, и другие такие же в этом городе есть, но эти двое – особенные. Один из них выпустил книгу «Нарымское небо» и сейчас пишет вторую, а другой собрал по крупицам историю гражданской авиации в городе, и превратил её в сборник «Колпашевская авиация вчера, сегодня, завтра». Всю сознательную жизнь глаза этих двух мужчин устремлены в небо. И сейчас, когда оба уже на пенсии, они продолжают вглядываться туда же – в необъятное небо Колпашева.

Хотел в большой отряд

Сергей Константинович Беляев не писатель, хотя пишет уже вторую книгу. Он пенсионер, бывший сотрудник авиационно-технической базы аэропорта Колпашева – инженер по обслуживанию радиоэлектронного оборудования самолётов Як-40 и Ан-2. Родился в Колпашеве, учился в Риге, объездил тогдашней полстраны – Эстония, Узбекистан, Белоруссия… Много где побывал, а жить остался в Колпашеве. Почему? А вот так его судьба сложилась.

Сергей Беляев

Рассказывает Сергей Беляев:

– Моего отца привезли в Колпашево в 1936 году ребёнком. Мой дед был назначен сюда бухгалтером-ревизором, приехал с женой и тремя детьми. До этого дед воевал в Туркестане под командованием самого Фрунзе, демобилизовался, мотался по стране, осел в Новосибирске, а оттуда попал в Колпашево. Бабушка родилась в Брянской области. Училась в женском епархиальном училище в Калуге, где математику девочкам преподавал опять же – сам Циолковский.

Когда дед с бабушкой приехали в Колпашево, у них родились ещё две дочери. А в 1941 году дед ушёл на фронт. Через год его дивизия попала в окружение в районе города Изюм Харьковской области. Он пропал без вести где-то между 20 и 25 мая 1942 года. Бабушка осталась одна с пятью детьми. Работала учительницей начальных классов, во время войны у неё в классе учились дети, эвакуированные из блокадного Ленинграда.

Мой отец всю свою жизнь работал радистом в авиапредприятии. Квартира у нас была в доме, где жили авиаторы. Я учился в школе, которая была подшефной у авиапредприятия. У многих детей родители работали в аэропорту. Так что выбор профессии я сделал в девятом классе. Я тогда окончил музыкальную школу по классу фортепиано, педагог хотела готовить меня в музучилище. Но я был решительно настроен на авиационный.

У моего одноклассника брат учился в Рижском институте инженеров гражданской авиации, так что я взял направление в Колпашевском авиаотряде и поступил туда. В Риге жил пять лет, домой приезжал только на каникулы. Получил диплом и распределился в Новосибирск – в аэропорт «Толмачёво», в Центр коммутации сообщений. Центр тогда только строился, был современным на тот момент, с электронно-вычислительными машинами. Я хотел в большой город, в серьёзный авиаотряд. Но приехал летом домой, пришёл к отцу на работу и попался на глаза замполиту. А он вспомнил, что я брал направление и сказал: «Будешь работать здесь, инженером на системе посадки». В Колпашеве в 1979 году уже эксплуатировались самолёты ЯК-40, не хватало инженеров на радиолокационную систему. Так я и остался здесь.

Живая история авиации

Если начнёшь говорить с Беляевым про историю Колпашевской авиации, то разговор может затянуться часа на три или больше. Сергей Константинович – увлекательный собеседник. Остановить его в рассказах, какие воздушные суда бороздили небо над Колпашевом, где был первый аэродром, какие авиатрассы проходили здесь в 30-е годы прошлого века, как из Новосибирска в Колпашево привезли на самолёте арфу для того, чтобы дать там концерт, невозможно. Он знает всё, что касается авиации, 70 лет существовавшей в Колпашеве.

Сейчас от неё ничего не осталось. Разрушенное здание аэропорта, заросшие деревьями взлётные площадки. Но какая-то часть взлётной полосы действует – в Колпашево летают вертолёты санавиации, и старый аэродромный бетон способен их принимать и отправлять в полёт. В 2008 году на базе Колпашевского филиала ОАО «Томск Авиа» было образовано предприятие ООО «Вертодром Томск Авиа», в состав которого вошли посадочные площадки в Каргаске, Кедровом, Васюгане.

Но эта новая история старого аэропорта уже не касается Беляева. У него теперь свой аэродром дома. Одну из стен в квартире занимает стеллаж со стеклянными полками, на которых стоят макеты разных летательных аппаратов. Несколько десятков машин, которые Беляев собрал из мелких деталей и раскрасил. Первая модель в коллекции появилась в 2010 году, это был вертолёт МИ-8. Сейчас у Сергея Константиновича собрано более 80-ти моделей. Он коллекционирует те самолёты и вертолёты, с которыми у него связаны личные воспоминания. Вертолёты, которые садились в Колпашеве на дозаправку по пути из Новосибирского авиа-ремонтного завода на север области. Огромный грузовой самолёт АН-8, который приземлился в Колпашеве и занял сразу три стояночных места. Беляев лично видел этого гиганта и до сих пор восхищается его размерами.

Коллекция у Сергея Константиновича живая. Она не стоит мёртвым грузом на полках, не пылится в бездействии. Иногда ему приходится снимать свои модели с полок и кисточкой смахивать с них пыль. Но чаще всего они путешествуют – по школам, библиотекам, выставочным площадкам, стоят в музее. Сергей Беляев нередко устраивает встречи со школьниками или с любознательными жителями Колпашева, которые с удовольствием слушают его рассказы об авиации и маленьких моделях больших самолётов.

Рассказывает Сергей Беляев:

– Меня как-то пригласили в школу № 2, попросили рассказать про авиацию. Там директор музея – жена пилота. Я привёз часть моделей, провёл две встречи со школьниками. После этого к директору музея подошла библиотекарь и спросила: «Что у вас происходило? Ко мне пришли пятеро мальчишек и попросили книги об авиации!». Авиация – это умение брать на себя ответственность, принимать решения, постоянно учиться. Если хотя бы 10 процентов мальчишек поймут, что эти качества им нужны в жизни, я могу считать, что сделал что-то полезное…

Чайка в небе был почти 40 лет

Первая модель вертолёта МИ-8, которую собрал Сергей Беляев, не осталась у него в коллекции. Он её подарил человеку с небесной фамилией Чайка. Валерий Георгиевич Чайка летал в небе Колпашева почти 40 лет, а, выйдя на пенсию, выпустил книгу «Колпашевская авиация вчера, сегодня, завтра». Но о нём самом можно писать книгу – такая богатая на события судьба у человека.

Чайка родился в августе 1941 года. Отец был военным, служил в Читинской области. В первый месяц войны его часть была переброшена под Москву, а в октябре 1941-го попала в окружение под Вязьмой. Мама, будучи на последних сроках беременности, решила поехать из Читы к родителям в Ивановскую область. Когда поезд шёл через Красноярский край, начались роды, её сняли с поезда в городе Назарово, там родился Валерий. Маме с младенцем пришлось задержаться в Красноярском крае до 1944 года, а после освобождения Белоруссии семья переехала в Могилёвскую область.

Валерий Чайка

Рассказывает Валерий Чайка:

– Я окончил семь классов и поступил в машиностроительный техникум в Могилёве. После учёбы попал на Минский тракторный завод. Работал на станке в моторном цехе, шлифовал коленвалы. Работа нравилась, но пришло время идти в армию. На медкомиссии председатель говорит: «А ты не хочешь на самолётах летать?» – «Хочу». – «Тогда будешь заниматься в аэроклубе». Днём работал, вечером занятия в клубе. Зиму проучились, летом стали летать на самолётах ЯК-18. Перед этим три раза прыгали с парашютом, причём сами их укладывали. А тут в Кременчуге открылось вертолётное училище, я решил поступать. Отучился и в 1963 году приехал в Колпашево.

Нас прибыло из училища восемь человек, я был в ранге второго пилота. Встретил нас заместитель командира лётного отряда. Проверял технику пилотирования и так красиво про Колпашево рассказывал! Был конец августа, хорошая погода, начиналась золотая осень, и в этой обстановке мы впервые поднялись в небо. Восторг необъяснимый! Я по характеру оптимист, поэтому мне всё нравилось. Тем более, что у меня всё получалось в работе, и учителя были хорошие: будущий герой социалистического труда, будущий заслуженный пилот СССР. Замечательные люди, пример для меня.

Моего друга, с которым мы приехали, раньше ввели в строй. Он командир на вертолёте МИ-4, я у него второй, потому что споткнулся на испытаниях, надо было новые экзамены в Новосибирске сдавать. А когда авиапредприятие стало получать вертолёты МИ-8, уже я его обошёл. Раньше переучился, и теперь он был вторым пилотом. Летал я до 60 лет. Мог и дольше, но мне предложили на земле хорошую должность.

Недавно мы с женой Галиной отметили 50 лет совместной жизни. Два сына у нас, два внука. 60 лет я живу в Колпашеве, и жизнь у меня счастливая. Я благодарен первым командирам, с которыми летал, людям, с которыми встречался, дружил. Если бы пришлось заново выбирать место для жизни, я бы выбрал Колпашево.

Автор: Ирина Корнева
Фото: Сергей Захаров г. Колпашево

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 5 =