Братское сердце

В Томской драме прошла читка пьесы о бойце СВО

В её основу легла история ветерана специальной военной операции Артёма Василюка. Послушать содержание будущего спектакля пришли литераторы, педагоги, волонтеры, общественники.

Шесть героев на выбор

Перед началом волнительного действа директор Томского театра драмы Виталий Волочинков напомнил зрителям об истории рождения этого проекта. Летом 2023 года Арт-кластер «Таврида» запустил образовательную программу в рамках лаборатории «Актуальная драматургия о специальной военной операции».

Для реализации замысла организаторов в Крым были приглашены 14 театров из Москвы, Архангельска, Луганска, Тамбова, Кирова, Таганрога, Челябинска, Татарстана и Дагестана. Томский театр драмы был единственным участником из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. 70-й регион представляли режиссер-постановщик и артист ТТД Артем Киселёв и член Союза писателей России, автор исторических романов, поэт, прозаик, музыкант Сергей Максимов.

– 22 августа прошлого года наши ребята впервые вылетели в Крым, где на базе лаборатории именитые режиссеры-постановщики и драматурги проводили встречи, мастер-классы, тренинги с участниками специальной военной операции. Для проекта было выбрано шесть бойцов. Каждый из военнослужащих рассказывал свою реальную историю, – продолжает Виталий Волочинков. – После близкого знакомства с ребятами нашу команду заинтересовала история Артёма Василюка. Долгие личные беседы, уточнения событий в нелегкой судьбе героя легли в основу пьесы, которую впоследствии написал Сергей Максимов. 30 ноября лаборатория завершила свою работу, все ее участники разъехались выполнять домашние задания.

Как написать пьесу за два месяца?

Ответ на этот вопрос теперь точно знает томский прозаик. А тогда для него наступила ответственная и горячая пора с личным цензором внутри. Написать пьесу, основанную на реальных событиях так, чтобы не скатиться в пафос с одной стороны и не впасть в излишнюю сентиментальность с другой, было не просто. Но мэтр томской исторической прозы успешно справился с поставленной задачей. Этому способствовали предварительные командировки в зону СВО в составе агитбригад. Пообщавшись с бойцами на отдыхе и в госпиталях, увидев своими глазами, как устроен прифронтовой быт бойцов, Сергей Максимов смог с максимальной точностью воспроизвести потом эту атмосферу в своей пьесе. В итоге специальная комиссия из академии творческих индустрий «Меганом» одобрила произведение томского автора и рекомендовала его к постановке.

– Сегодня мы представляем вам пьесу «Братское сердце», как начало подготовки будущего спектакля о специальной военной операции. Считаем необходимым говорить об этой теме с нашими зрителями не только с экранов телевизора и новостных порталов, но и в живом общении с невымышленными героями, – выразил общую позицию театра его руководитель. – Важно еще отметить и то, что сегодня мы увидим не эскиз спектакля, а лишь первый его этап – читку пьесы.

Виталий Волочинков поблагодарил собравшихся за столь пристальный интерес к проекту, рождающемуся буквально в режиме реального времени и передал слово автору пьесы.

– Без всякой натяжки должен сказать, что я свою работу сделал, теперь дело за театром, – лаконично заметил автор Сергей Максимов. – За эти несколько месяцев пройдена большая школа. И сложная. Когда мы встречались с ребятами, первым вставал вопрос: «Что можно говорить о войне, а что лучше оставить за скобками». Мы постарались о многом рассказать, сохранив лексику героя, хотя сделать это было сложно. Но его оценка оказалась высокой.

По достоинству оценили пьесу и профессионалы. Сергей Максимов привел пример с мастер-класса режиссеров, когда эксперт, разбирая работу Артёма Киселева, обратился к художнику-постановщику из московского театра имени Пушкина за пояснениями, но тот лишь коротко произнес: «А что мне здесь оформлять, здесь все решено».

– Конечно, написать пьесу за два месяца невозможно, – ну невозможно и все тут! Но получилось так, что невозможное мы сделали возможным и теперь выносим это на ваш суд, – заключил автор пьесы, обратившись к залу.

Два Артема и два Сергея

Взявший следом слово режиссер-постановщик Артём Киселев еще раз напомнил, что зрителям предстоит стать свидетелями читки, поэтому артисты на сцене будут статичны. Единственное исключение сделано в сторону музыкального и светового сопровождения.

– А первое впечатление от знакомства с ребятами – сможем ли мы их разговорить, – вспомнил историческую встречу с участниками СВО Артём Киселев. – Но они все оказались очень разговорчивыми. Нас с Сергеем как-то особенно зацепила история Артёма и Сергея. Это случилось буквально в первый же вечер и потом, уже в неформальном общении, знакомство становилось только теснее.

Там, под южным солнцем Крыма, получился перекрестный обмен имен, а тезки, как известно, быстрее находят контакты между собой. В томской истории драматург Сергей Максимов сблизился с Сергеем, другом и сослуживцем главного героя, ставшим в мирное время писателем. А режиссер-постановщик Артём Киселев прикипел душой к кавалеру ордена Мужества Артёму Василюку.

А потом зал ждал сюрприз: к ним с видеообращением обратился сам герой пьесы.

– Вспоминаю наши встречи и откровенные разговоры, – говорил с большого экрана крепкий, жизнелюбивый парень, перебирая пальцами обручальное кольцо. – Передаю привет от Екатерины и Сереги. Ребята, все у вас получится! Я вам желаю легкого представления: у вас замечательный, очень талантливый режиссер и мой друг, дядя Сережа, который проникся моей биографией и смог полностью погрузиться в те события. Одним словом, ребята, просто расскажите мою историю.

Миром правят любовь и дружба

…На сцене было трое – он, он и она. Вот прожектор освещает лицо главного героя – Артёма Василюка играет Дмитрий Янин. Он подробно рассказывает о своей жизни на «гражданке» – от рождения в Узбекистане и до переезда в Ростов-на-Дону. В детстве любил футбол, потом увлекся настольным теннисом. Окончил Ростовский государственный строительный университет по направлению «пожарная безопасность», со второго курса устроился в пожарную службу. Капитану МЧС было 36 лет, когда началась специальная военная операция. Добровольцем ушел на фронт, попал в БАРС (боевой армейский резерв страны). В народе этих офицеров называли «барсиками».

– А мне нравилось быть барсиком, наверное, потому, что люблю собак и кошек, а они меня, – говорит герой Дмитрия Янина.

Так через отвлеченные, совсем не героические детали, автор рисует портрет человека, который взял в руки оружие.

А потом в разговор вступает командир его отделения, тоже доброволец, пять лет просидевший в тюрьме.

– Что мне в Артёме больше всего нравилось, так это то, что он не матерился. Почти, – рассказывает устами друга Сергея актер Константин Калашников. – Я-то понятно, сиделый, там мат не приветствуется, а у него, вероятно, врожденная интеллигентность.

Именно от Сергея, имевшего позывной «Немец», зритель узнает о смысле названия пьесы.

– Никакой позывной к нему не прилипал: на учениях МЧС-овцем звали, а я его «Лешим» после первого боя окрестил, – замечает фронтовой товарищ. – Но Артём с самого начала соответствовал фронтовому обращению – «Братское сердце». А как еще на войне друг к другу обращаться? Братан, брат, братишка. А выше этого – «Братское сердце». Это даже не обращение, титул.

С первых же секунд читки полноправным участником действа стала музыка, написанная томским композитором Алексеем Левиным. Она эмоционально настраивала зрителя на то или иное событие. Перед боем слышалась тревога, в момент серьезного ранения – резкие звуки кардиомонитора в реанимации, а во время первого свидания с невестой – нежная-нежная мелодия любви.

Ранним утром 5 мая 2022 года снайпер Артём Василюк во время «дуэли» с танком получил тяжелое ранение в ногу. Сергей успел передать своего «трехсотого» товарища медикам и вернулся на передовую, а для главного героя начались тягучие госпитальные будни. Он перенес больше десяти операций. Во время одной из них хирурги избавили его от фантомных болей.

А потом наступил День Победы: 9 мая раненых бойцов навещали артисты, волонтеры с подарками. От угощений глаза разбегались, но есть все это раненым было нельзя.

Однажды в палату к бойцу зашел представитель фонда «СВОих не бросаем», подарил ему телефон с сим-картой и назначил куратора. Текст первой смс-ки был кратким, но оптимистичным, призывающим к общению: «Здравствуйте! Артём? Я – Екатерина». А дальше зрители увидели красивую историю любви, настоящую, не во всяком кино такая бывает: с предложением руки и сердца в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга и последующей регистрацией в одном из помпезных ЗАГСов города на Неве.

– Для своих друзей он – «Братское сердце», а для меня? – вопрошает актриса Екатерина Мельдер в роли невесты Артёма – Екатерины. – Я и сама не знаю. Для меня он любимое, дорогое сердце.

Пробивает до слез

Уже после представления пьесы Артём Киселев рассказал, что еще в Крыму знал, кто будет играть в его постановке. В Дмитрии Янине есть все черты главного героя – благородство, честность, скромность. Константин Калашников не похож внешне, а по манере – вылитый Серега. В Екатерине Мельдер режиссер сразу же разглядел Катю.

Во время читки зрители видели, что по лицу исполнителя главной роли катились слезы.

– Для меня это тоже было неожиданно, – признается Артём Киселев. – А какая тишина стояла в зале, может быть, такая вдумчивость и единение с обеих сторон и пробили его на столь сильную эмоцию. Дима вообще всегда щепетильно относится к своим ролям, задает много вопросов. С каждой репетицией он по кирпичику собирал свой образ и на читке представил его в объеме.

– Мне понравилось актерское распределение, – сказал после читки Сергей Максимов. – Осталось дождаться премьеры.

* * *

Премьера спектакля «Братское сердце» состоится в середине октября.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Сергей Захаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 1 =