На ряде товаров может появиться гордая надпись «Сделано в Томске». Если оформить все правильно
Нас окружает огромное количество легко узнаваемых товаров с устойчивой репутацией, вызывающих положительные эмоции и желание приобрести. Бренд (с английского – клеймо) уже в прошлом веке стал маркером благополучия рынка, символом стран и регионов, да так, что впору утверждать: это яркий штрих цивилизации. Но каждый бренд в силу своей популярности остро нуждается в защите от подделок. Каждый товар должен иметь шанс на продвижение и охрану прав производителя. Как осуществляется защита прав, как создать и зарегистрировать региональный бренд, обсуждали на прошедшей неделе в Томске представители федеральных структур, областной власти, бизнеса и общественных организаций. Эксклюзивное интервью нашей газете дал руководитель делегации Роспатента, директор Федерального института промышленной собственности Олег Неретин.
СПРАВКА «ТН»
Олег Неретин – доктор экономических наук. Директор ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности», подведомственного учреждения Федеральной службы по интеллектуальной собственности.
Товар с защитой
– Олег Петрович, чем занимается ваша организация и каковы цели у столь важного семинара в Томске?
– Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) – это бюджетная организация, подведомственная Роспатенту. В прошлом году ФИПСу исполнилось 60 лет. Почему такое звучное название? Оно не случайное. Под промышленной (интеллектуальной) собственностью понимаются изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и прочее. ФИПС не занимается вопросами авторского права.
В Томск мы приехали в первый раз, и уверен, не в последний. Конечно, семинар на вашей земле проводился не случайно, а в контексте нашей деятельности, поскольку ФИПС непосредственно занимается рассмотрением и экспертизой заявок. К слову сказать, Томская область – лидер по изобретательской активности в Сибирском федеральном округе. Индекс изобретательской активности равен 2,4, а по стране в среднем – 1,62. Это очень серьезный уровень.
Почему возникла идея проведения таких семинаров? Дело в том, что летом 2020 года вступил в силу Закон РФ, которым был введен новый объект интеллектуальной собственности – «географическое указание» (ГУ). Этот объект дает широкие возможности по продвижению как продукции, так и собственно самого региона. Регистрация географического указания позволяет производить продукт с подтвержденным государством высоким качеством и маркировать товар специальным знаком. Наличие такой маркировки гарантирует потребителю обусловленное географическим происхождением качество приобретенного товара. На сегодня зарегистрировано пять географических указаний. Среди первых в числе зарегистрированных – «Шуйское мыло», «Воронежское мороженое», «Корейский красный женьшень». С начала действия закона подано 59 заявок. Это не много и не мало, просто речь идет о новом объекте, а для него все только начинается.
– Как эти знания могут использовать предприниматели?
– Мы проводим семинары, чтобы объяснить назначение того или иного объекта интеллектуальной собственности. Это очень важно в силу того, что продвижение регионального товара будет более серьезным, целенаправленным при высоком уровне контроля качества. Использовать этот объект смогут только те производители, которые обеспечат заявленные (совпадающие с проектными параметрами. – Прим. ред.) характеристики и качество. Например, деловому сообществу Томска мы рассказали о географическом указании. Также существует такой объект, как наименование места происхождения товара (НМПТ). Однако он гораздо сложнее в плане регистрации. Например, на слуху вологодское масло, тульский пряник. Чтобы кто-то мог их производить (а можно это делать только на территории определенного региона по жестким характеристикам), то прежде нужно получить право на использование этого обозначения. По разным категориям товаров выдают заключения разные ведомства. Выдаваемое заключение подтверждает наличие у товара особых свойств.
Экспертная позиция
– Как долго проводится экспертиза заявок на объекты интеллектуальной собственности?
– Понятие «долго» – философская категория. Не бывает мгновенных экспертиз для весьма сложных объектов. Процесс многоэтапный, и не бывает так, что по приходу заявки сразу выносится решение. Эксперт, например, может попросить заявителя уточнить формулу. Заявка должна быть рассмотрена качественно. В 2020 году мы достигли предельных сроков рассмотрения заявок, далее без ущерба качеству уменьшать сроки уже нельзя. В прошедшем году мы рассматривали заявки на изобретения чуть более четырех месяцев, а по товарным знакам к концу года вышли на срок три месяца. Это самая быстрая экспертиза в мире. В международной практике срок рассмотрения в 12–15 месяцев не считается долгим. Да, отказы бывают, но не превышают 22% от общего числа поданных заявок. Есть, конечно, право оспорить наше решение, но таких случаев крайне мало.
– Ряд бизнесменов, в том числе из Томской области, поставляют свои продукты за рубеж. Как защищаются их права?
– Возможности защитить свои права очень широкие. Предприятие может зарегистрировать товарный знак. Получить правовую охрану товарного знака можно и в России, и за рубежом. Наша страна активно участвует в международной патентной кооперации. По каждому объекту интеллектуальной собственности есть свои международные договоры. Например, по изобретениям – договор РСТ, по товарным знакам – Мадридское соглашение, по промышленным образцам – Гаагское соглашение. Все эти соглашения позволяют обеспечить охрану объектов интеллектуальной собственности в большом количестве стран.
– Как и где вы находите экспертов?
– Готовых профессионалов под сложные задачи на улице не возьмешь. Экспертов мы готовим сами. Чтобы вырастить настоящего специалиста, необходимо обучать его от года до трех лет, причем с наставниками. И крутым профи человек становится, только проработав еще несколько лет. При этом претендент на должность эксперта обязан иметь высшее образование. Такие жесткие требования обусловлены тем, что наш эксперт трудится в статусе научного сотрудника. Это фактически ученые. Рассмотрение заявки адекватно научному исследованию. Если претендент устраивается на работу в отраслевой отдел, то он должен иметь профильное образование. Отбор специалистов с задатками исследователя для ФИПС имеет большое значение. Уже несколько лет у нас действует внутренняя программа для начинающих экспертов, и только через год мы даем оценку – прошел или не прошел отбор. Программа эффективна, большинство кандидатов становятся полноценными экспертами.
Мade in Tomsk
Географическое указание – это уникальный объект интеллектуальной собственности. Его нередко называют региональным брендом. Ожидаем, что Томская область будет широко использовать это эффективное средство индивидуализации товаров. Если происходит регистрация ГУ, то оно не принадлежит какому-либо отдельному предприятию региона. Права на него могут заявить все производители, которые выпускают на рынок товар, обладающий соответствующими характеристиками.
Когда предприятие получает такое право, то приобретает мощный инструмент продвижения товара на рынке. Закон обязывает производителя выполнять все требования, предъявляемые к товару, в отношении которого зарегистрировано географическое указание. Если субъект рынка нарушает эти условия, значит, будет этого права лишен.
Многие недооценивают эффект силы регионального бренда, и зря. На сегодняшний день их зарегистрировано не так много. Всего 260 региональных брендов. Это, конечно, мало, очень мало, поскольку на слуху уникальных товаров из регионов гораздо больше. Возьмите такие бренды, как оренбургский пуховый платок, астраханские арбузы… Это товары высокого качества, что важно для внутреннего рынка и продвижения за рубежом. Из Томской области заявки на географическое указание пока не поступали, но надеемся, что семинар подтолкнет деловое сообщество к активным действиям.
Региональные бренды – бренды российских городов и регионов, выступающие инструментом маркетинга территорий с целью привлечения инвестиций и кадровых ресурсов, а также бренды товаров и услуг, локализованных в определенной географической местности.