В конце 2009 года организация работы станции скорой медицинской помощи (ССМП) Томска подверглась внезапной и жесткой критике со стороны мэрии и депутатского корпуса. Тогда по Томску гулял свиной грипп, а вместе с ним и паника, что сильно сказалось на работе скорой – за сутки вместо обычных 600 звонков поступало по 1 000 и более. На фоне молвы «скорую не дождаться» мэрия публично заявила – главврач Вячеслав Талалин не справляется с обязанностями, а мэр подытожил: «Будет принято кадровое решение». В начале января 2010-го Талалин стал безработным. А в феврале вернулся на станцию в качестве cтаршего врача смены.
«По собственному желанию»
– Не было объективных причин для моего увольнения. Тогда говорили: «Скорую люди ждут часами». Некоторые действительно ждали приезда бригады по 3–4 часа. Но вспомните ситуацию: эпидемия свиного гриппа, взбудораженные люди по поводу и без звонят в скорую. Оперативно выезжали по неотложным вызовам, остальные ждали. А как иначе? Тысяча вызовов за смену – 40 бригад работали на износ. Добавить врачей и увеличить автопарк, не имея на то средств, главврач не может. Глава горздрава и мэр об этом, конечно, знали. Просто в той ситуации работа скорой вызвала в обществе резонанс, от власти ждали реакции, и, видимо, кадровый ход оказался самым простым. Возможно, сыграло свою роль и то, что незадолго до этого я поднимал неприятные финансовые вопросы – бюджет скорой урезали, я пытался отстоять деньги, которые были крайне нужны станции…
В итоге после разговора с главой горздрава Сергеем Андреевым Талалин написал заявление об увольнении по собственному желанию.
«Нет ни комплексов, ни амбиций»
– Конечно, можно было искать себя в чем-то другом, но, мне кажется, я просто не из того теста: нет какой-то отчаянной решимости, предпринимательской жилки, чтобы в корне изменить свою жизнь. В общем, я не решился на кардинальные перемены…
А еще вся профессиональная жизнь Вячеслава Талалина была связана со скорой, куда он пришел фельдшером в 1983 году. Уйти в стационар? Были предложения, но…
– Переход в другую, неродную среду я рассматривал как дополнительный стресс. И не стал усложнять себе жизнь: на скорой была вакансия старшего врача смены, я подал заявление, стал соискателем, был трудоустроен.
Вячеслав Талалин и сегодня старший врач смены ССМП. Отвечает за организацию работы бригад на линии. Говорит, что синдромом главного врача не страдает, но признается:
– Некоторые сотрудники в указаниях старшего врача смены пытаются разглядеть то ли комплексы, то ли амбиции уволенного главврача. А нет ни того, ни другого.
Финансовая мотивация
Сегодняшняя зарплата Вячеслава Александровича в три раза скромнее прежней.
– Финансовое падение неприятно, но не слишком болезненно. Проанализировали с супругой статьи расходов семейного бюджета: да, до 2009 года была возможность что-то откладывать, а сейчас ее нет. Но я смотрю на это философски: это и серьезная мотивация найти себе еще какое-то применение и дополнительные источники дохода. Хотя я иду к этому с большим трудом. Понадобилось два года, чтобы разобраться в себе и понять, на какую дополнительную деятельность готов себя потратить. Знаю, что это точно не бизнес. Приобретенный опыт, надеюсь, в будущем пригодится в организации работы другого, уже частного, медицинского учреждения – свое дело хотят начать знакомые, и я готов попробовать себя в качестве наемного управленца. Но уходить из скорой, с которой за 29 лет трудовой деятельности я, видимо, сросся, не собираюсь: график работы (сутки через двое) позволяет заниматься совместительством.
Без перемен
– Мне сложно в целом оценить положение дел в медицине: сам почти не обращаюсь к врачам, с представителями сообщества общаюсь довольно редко. Но как старший врач смены скорой не вижу особых перемен: из общего количества обращений 40% звонков не по адресу – звонят в неотложку, когда надо в поликлинику. Одни по неграмотности, другие из-за недоступности поликлинической помощи. Если говорить о скорой, то и здесь болячки прежние. Дефицит кадров: работают те, кому 40–50 лет и старше – за три года к нам пришли менее 10 молодых специалистов. Нехватка врачей, имеющих специализации, в итоге доминируют фельдшерские бригады, врачи выезжают только в составе спецбригад. Одна из серьезнейших причин такого перекоса в федеральном требовании: до 2000 года на скорой подрабатывать можно было с любой медицинской специальностью, а теперь только согласно сертификату. К примеру, хирург не может работать в скорой, потому что у него нет специализации врача скорой помощи, хотя хирурги в рядах ССМП очень нужны. Чтобы медик стал совместителем на скорой, он должен потратить время и деньги на учебу. А зачем, если без сертификата и на большую зарплату его примут в частную медицину…
«Осадочек, как говорится, остался, но я все чаще нахожу плюсы в случившемся: закончилась смена, и ты полностью можешь отключиться от работы – ответственность, к счастью, уже не та».
Среди увлечений Вячеслава Талалина – горнолыжный спорт и волейбол