Быль о потерянном детстве

Волонтеры ТГПУ делятся опытом работы с беженцами из Донбасса в своем фильме «Непотерянное детство»

Около месяца назад делегация Томского государственного педагогического университета вернулась из Липецка и Воронежа – за восемь лет эти города накопили огромный опыт работы с беженцами из соседних ДНР и ЛНР, поэтому готовы были взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами.

Миссия добра

В поездке томским волонтерам помогали их коллеги из Липецкого государственного педуниверситета. Это касалось и сопровож­дения, и организации встреч с беженцами, и сбора информации. А еще был обмен знаниями с педагогами школ, куда устраивали детей из Донбасса.

– Это был совместный проект преподавателей и студентов нашего университета, – подводит промежуточные итоги командировки проректор по воспитательной и молодежной политике ТГПУ Дмитрий Насонов. – Прежде всего мы планировали посмотреть, как организована работа по приему беженцев из Донецка и Луганска в Липецке и Воронеже. Ведь, как известно, Томская область объявила, что готова принять у себя 700 человек, поэтому нам хотелось перенять опыт местных вузов, которые непосредственно помогают обездоленным людям.

Во-вторых, мы настраивались на общение с детьми, которые не только были оторваны от дома, но и родились в неестественных для малышей условиях – военных, осадных. А в-третьих, выполняли еще аналитически-образовательную миссию, представляя коллегам авторскую методику по кинопедагогике, разработанную доцентом нашего университета Адой Бернатоните. В ее основе лежат 77 фильмов о детстве, доб­ре и победе над злом.

Вот с этими тремя задачами мы и отправились в непростой с психологической точки зрения путь.

Снимаются свидетельства очевидцев

В течение недели команда ТГПУ собирала уникальный видео­графический материал для документального фильма о беженцах. Его главными героями стали дети и их семьи. Почти бесцветно, потому что не осталось никаких эмоций, они рассказывали сибирякам о событиях, вынудивших их покинуть родные дома, уехать в Россию и здесь учиться жить заново.

 

ЦИФРА

20 минут составляет хронометраж документального фильма «Непотерянное детство».

Для начальника отдела телевидения ТГПУ Максима Хусаинова документальный фильм «Непотерянное детство» стал первым масштабным проектом. В нем он был и оператором, и монтажером. Молодой автор не скрывает, что порой эмоции брали верх, когда слышал леденящие душу подробности. Сочувствие и сопереживание зашкаливали. Его буквально потрясла история женщины, потерявшей в одно мгновение и мать, и дочь. Их район подвергся дневной бомбежке. Семья решила переждать ее в другом конце города. Женщина со старшей дочерью бежали впереди, а младшая с бабушкой немного задержались. В это время прилетел снаряд. Пожилая женщина закрыла собой внучку, но это не помогло. Обе погибли на месте.

– Непросто было все это слушать и принимать, – признается Максим. – После таких интервью мы возвращались в общежитие в полной тишине: все молча переваривали услышанное.

Беженцы спокойно реагировали на съемки томичей.

– К ним столько людей приезжает, что они к этому уже привыкли, – продолжает представитель ТГПУ. – Я привез материала на 2,5 часа, а фильм длится 20 минут.

По мнению автора, изложенные в нем факты, возможно, будут использованы и как свидетельские показания потерпевших:

– Взрослые и дети приводили реальные примеры того, что они видели и сами пережили.

Этот фильм уже посмотрели студенты ТГПУ. После его демонстрации в актовом зале стояла оглушающая тишина. Растерянность, полные ужаса глаза. И это только часть правды о происходившем ТАМ восемь лет. Неподготовленным людям смотреть фильм «Непотерянное детство» невероятно трудно, но необходимо, чтобы понимать, где они – то самое добро и то самое зло.

«Губернатор Томской области Сергей Жвачкин подтвердил, что Томск готов принять и обеспечить достойную во всех смыслах жизнь 700 человек из ДНР и ЛНР. Если это произойдет, мы будем первыми, кто с готовностью поделится методиками, перенятыми у коллег из Липецкого государственного педагогического университета: как работать, что говорить, какие условия предоставлять. А наши волонтеры обязательно окажут пострадавшим психологическую поддержку.

Дмитрий Насонов, проректор по воспитательной и молодежной политике ТГПУ

 

Такая взрослая, а глупая

Магистрант первого курса факультета психологии и специального образования (девушка специализируется на логопедии), активистка телевизионного движения ТГПУ Елена Сергеева признается:

– Конечно, перед тем как отправиться в эту командировку, мы проходили определенный «курс молодого бойца». Прежде всего изучили возрастную психологию на базе университета. Нас подготовили к тому, что мы можем услышать те или иные истории, которые могут повергнуть в шок.

После такого курса студенты примерно представляли, что их ждет, поэтому отправлялись в поездку с холодной головой.

– Но, когда мы встретили детей и взрослых, переживших такие тяжелые события, многие из нас испытали дикие страх, панику, стресс, – продолжает Елена. – Когда мы приехали в один из пунктов в Липецке, где пребывали подростки, их посадили в кружочек рядом с нами, а мы не понимали, о чем с ними нужно говорить. Вроде бы обычные дети, с которыми можно обсудить и сериалы, и музыку, но нам показалось, что заговаривать на такие темы неудобно, неправильно и некомфортно.

После небольшого замешательства, когда прошла первая растерянность, будущие педагоги и психологи взяли себя в руки и приступили к работе. Подростки рассказывали томичам, какие обстрелы случались в их городах, где нужно прятаться от них и чему их готовили в школах. Многие из ребят мечтают вернуться назад, чтобы помогать взрослым заново отстраивать разрушенные города…

Елене Сергеевой пришлось общаться и с детьми дошкольного возраста. Магистрантка признается, что их истории были не такими жесткими, жуть брала от другого: юные интервьюеры не понимали всего того ужаса, который с ними случился. Потому что они родились и прожили всю свою юную жизнь в мире войны. Другого детства у них просто не было.

– Четырехлетний Сережа рассказывал мне о том, что, если попадаешь под обстрел, нужно найти ямку, сесть на корточки, закрыть уши и открыть рот. На мой вопрос, зачем рот открывать, он мне коротко ответил: «Чтобы не оглохнуть». Правда, у него была еще ремарка: «Такая взрослая, а глупая», – голос Елены дрожит. – Для меня, 22-летней, было шоком то, что малыш спокойно, обыденно рассуждает о таких вещах.

Перед тем как встретиться с создателями фильма, я, конечно же, нашла в Интернете «Непотерянное детство». Место с Сережей спокойно досмотреть до конца смогла лишь с третьего раза…

Отпор фейкам

Молодая томичка заверяет, что их поездка была очень свое­временной, поясняя это тем, что поступающая в далекую Сибирь информация сильно искажается, появляется огромное количество фейков, поэтому сибирякам так важно было услышать правдивые истории очевидцев.

Во время командировки будущие педагоги много говорили о потерянном детстве, а по мнению юных жителей Донбасса, у них оно вполне обычное. Правда, ценности у рано повзрослевших малышей совсем другие. На вопрос о мечте они в большинстве случаев говорили как под копирку – чтобы побыстрее закончилась война и они смогли бы провести хоть один день вместе со своими близкими. Дети Донбасса знают ценность семьи, времени, тихого голубого неба.

В глазах детей, говорит будущий логопед, огромная мудрость.

– Меня эта поездка точно изменила, – признается Елена Сергеева. – Сейчас я стала больше времени уделять семье, остановила эту вечную гонку за результатами. После встречи с детьми Донбасса я переоценила свою учебу, работу и поняла, что близкие важнее всего на свете. Я стала больше общаться с друзьями. И просто смотреть на небо. Дети, с которыми я там общалась, на вопрос «Что ты хочешь?» отвечали просто: «Мне ничего не нужно, у меня все есть, я только хочу вернуться домой к папе».

Материалы, собранные волонтерами ТГПУ в Липецке и Воронеже, лягут в основу методических разработок по работе с беженцами, которые могут оказаться на территории Томской области.

Фото: пресс-служба ТГПУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + тринадцать =