Быть в контакте

Почему штраф не панацея и как надзорный орган может эффективно взаимодействовать со СМИ

Роскомнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет систематическое наблюдение и мониторинг печатных изданий, радиопрограмм, электронных периодических и сетевых изданий, телеканалов… С 2015 года эту службу в Томской области возглавляет Николай Беляков, прошедший управленческую школу в исполнительных органах власти, юрист, кандидат педагогических наук. «ТН» побеседовали с ним о том, как организовано взаимодействие томских СМИ с региональным подразделением управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Меньше не значит хуже

– Николай Владимирович, обрисуйте, пожалуйста, медийный ландшафт Томской области. Сколько средств массовой информации в Томской области сохранилось, а кому, увы, не удалось справиться с трудностями?

– Всего на территории Томской области свою деятельность осуществляют 187 СМИ, в том числе и те, которые распространяются на территории Российской Федерации, но их редакции находятся в нашем регионе. Из общего числа периодических печатных изданий – 130, электронных – 25, электронных периодических изданий – пять, сетевых – 25 и два информационных агентства.

Если же говорить о динамике изменений, то она выглядит так: в 2019 году в Томской области было зарегистрировано 224 СМИ, в 2020-м – 200 , в 2021-м – 187.

– То есть идет сокращение зарегистрированных средств массовой информации в области…

– Объективно ситуация такова (если ее проанализировать за последние шесть-семь лет), что выжили те СМИ, которые нашли своего читателя, зрителя, сформировали свою аудиторию и остаются востребованными томичами, предлагая им актуальные темы и контент. В основном отсев произошел в 2015–2017 годах. Тогда убывали главным образом те средства массовой информации, которые были зарегистрированы лет восемь-девять назад, какое-то время они выходили, а потом переставали существовать. В течение последних трех лет большинство изданий прекращали свою деятельность именно по решению самих учредителей. Если по решению суда в 2019 году была прекращена регистрация девяти средств массовой информации (не выходили в свет), то по решению учредителей – 25. В 2020 году соответственно одно и 19, в 2021-м – одно и девять.

Но должен отметить, что, несмотря на сокращение числа средств массовой информации, если судить по обращениям читателей, зрителей, с которыми у нас контакт, они получают возможность достаточно полно узнавать о том или ином событии. Наши СМИ в совокупности представляют полный спектр объективной информации. Томский информационный рынок насыщенный и активный.

В то же время тенденция такова, что пользователи все больше начинают искать интересующие их сведения в электронных источниках – на сайтах, в социальных сетях. Но не все из них зарегистрированы как СМИ. В связи с этим, на мой взгляд, существенно возрастает роль профессионализма и качества материалов, которые подготовлены журналистами зарегистрированных средств массовой информации. Считаю, что наши СМИ составляют достойную конкуренцию альтернативным источникам информации.

Невидимое око

– Поговорим о нарушениях. Их выявляется больше или меньше? СМИ стали более ответственными в соблюдении необходимых мер?

– За последние четыре года динамика по нарушениям свидетельствует о том, что их количество существенно снижается. Если в 2018 году их было выявлено 22, в 2019-м – 42, в 2020-м – 28, то в 2021 году – всего девять.

Что явилось причиной такого результата? Прежде всего ответственное отношение самих средств массовой информации к следованию нормам Закона о СМИ. Плюс профилактическая и разъяснительная работа, которую проводит наше ведомство. К нам поступает много звонков, вопросов, обращений. Чаще всего это происходит тогда, когда вносятся какие-то изменения в законодательную базу, например в последнее время в связи с маркировкой материалов СМИ, признанных иноагентами. Возникают разные вопросы по соблюдению объема вещания, выходным данным, по направлению обязательных экземпляров изданий.

Также периодически продолжают возникать неясности по редакционным уставам. Иногда журналисты консультируются по написанию материалов на темы, которые требуют особой осторожности, – о суициде, например. Мы всегда стараемся максимально полно и исчерпывающе ответить на все вопросы, чтобы ни у кого не оставалось никаких сомнений.

– У нас много надзорных органов. В чем особенность проверок Роскомнадзора?

– В том, что средства массовой информации в большинстве случаев даже не знают, что их проверяют. То есть мы проводим свои мероприятия без взаимодействия. Если это печатное СМИ, делаем запросы, отслеживаем выпуски издания и затем анализируем. Если речь идет о вещателях, то делаем запись эфира и тоже анализируем. И если нарушения не фиксируются, то руководство этих средств массовой информации даже не в курсе, что их проверяли.

– Ранее бизнес жаловался, что его кошмарят проверками. Это касалось и СМИ. Как обстоят дела сейчас?

– Хочу обратить внимание на открытость нашей работы. План проверок СМИ и вещателей размещен на нашем сайте, и любой заинтересованный пользователь может зайти и ознакомиться с ним. Формируя план, мы стараемся по максимуму охватить все средства массовой информации, которые выходят в регионе. Это необходимо для того, чтобы иметь полную картину происходящего, и если потребуется реакция с нашей стороны, то вовремя принять меры. Учитывая, что, помимо плановых проверок, у нас ведется еще и мониторинг на постоянной основе, мы своим надзором охватываем практически все средства массовой информации в регионе. А критерий один – обеспечить максимально объективное представление о том, насколько законопослушными являются наши СМИ.

Не друг, но и не враг

– Штрафы или предупреждение? Чем больше руководствуется ваше ведомство?

– Позиция Роскомнадзора – это прежде всего профилактика и предупреждение. Основной акцент делается на качество наших профилактических мероприятий. Пандемия внесла коррективы во взаимодействие с аудиторией, но не уменьшила объем работы. За 12 месяцев 2021 года сотрудники управления провели три семинара с представителями региональных СМИ и вещательных организаций, в том числе по вопросам актуальных изменений законодательства, относящихся к деятельности средств массовой информации, обзору типичных нарушений, ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации. Кроме того, в 2021 году проведено 561 адресное профилактическое мероприятие.

Наша цель – результат. Он зависит от того, насколько качественно будет подготовлено наше мероприятие и как мы сможем довести свою позицию до аудитории. Поэтому намерение собрать как можно больше штрафов не является первостепенным. Мы понимаем, насколько это болезненная мера реагирования.

В то же время хочу сказать: если возникнет факт нарушения, мы глаза закрывать не станем.

Агенты «влияния» мимо Томска

– Реальность нашего времени – признание СМИ иноагентами. Есть ли СМИ – иностранные агенты в Томской области?

– Ино-СМИ среди томских средств массовой информации отсутствуют. Нарушения порядка маркировки материалов НКО иноагентов и ино-СМИ до настоящего времени не выявлялись. В прошлом году мы проводили профилактические мероприятия и очень подробно рассказывали об особенностях маркировки в печатных СМИ и электронных средствах массовой информации. Дополнительно направляли презентацию с кратким содержанием преду­преждений, которым необходимо следовать, чтобы не допустить нарушений. Думаю, это дало свой результат.

– Входит ли в функции Рос­комнадзора признание публикаций (видеоматериалов) экстремистскими? Как проходит процедура признания? Кто этим занимается?

– Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Чтобы признать конкретный материал экстремистским, проводится серьезная работа – с привлечением аккредитованных лингвистов, экспертов. Это не просто чье-то субъективное мнение, а, как правило, взвешенная, проработанная позиция с четкой аргументацией, чтобы у суда была возможность принять объективное решение.

Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции. Там формируется федеральный список экстремистских материалов, который размещен на официальном сайте Министерства юстиции РФ в сети Интернет по адресу: https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/. Обновления к нему публикуются также в официальном печатном издании – «Российской газете».

Задача Роскомнадзора – как только выявляется факт размещения запрещенного материала в средствах массовой информации, принять меры реагирования. Пока в нашей практике на территории Томской области таких фактов не обнаружено.

Сибирская оседлость

– Вы работаете в Томске семь лет. Как вам город?

– Когда я только приехал в Томск и вступил в должность, то делился впечатлениями, насколько мне понравился этот город. За время пребывания здесь мое мнение нисколько не изменилось. Напротив, я искренне полюбил Сибирь, сибиряков и чувствую себя вполне комфортно.

– А как вам наши СМИ?

– Не думаю, что всем нравится Роскомнадзор как регулятор, надзорный орган, реагирующий на любые нарушения. Но моя позиция такова: выходить на нормальный, конструктивный диалог со СМИ, слышать позицию и аргументацию другой стороны в случае, если возникает какая-либо спорная ситуация, досконально разбираться в любой проблеме. Мне кажется, моя позиция услышана, и смею надеяться, что у нас с томскими СМИ сложилось деловое взаимодействие, что не исключает требовательности к соблюдению ими необходимой правовой дисциплины.

Автор: Нина Губская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − семнадцать =