Бюджет и финансы: тезисы в канун апреля

Новые трансферты и цифровые обрезания

Заседанием комитета по бюджету, экономике и собственности завершилась последняя, преддумская, декада марта. Городские депутаты заслушали доклад заместителя мэра – начальника департамента финансов Ирины Ярцевой о внесении изменений в текущий бюджет города Томска и обсудили предложение рабочей группы по корректировке налога на имущество физических лиц. С этим вопросом перед членами комитета выступила Маргарита Веснина, заместитель начальника управления экономического развития администрации Томска. Именно он вызвал больше всего дискуссий.

Поправки на минус и плюс

Обычно корректировка бюджета – процесс сугубо позитивный. Поступают субсидии и субвенции – что ж тут критиковать? Впервые за очень-очень солидный срок деньги не только плюсовали, но и минусовали. Некоторые депутаты даже не поняли, почему. Ответ простой: потому что решили нам этих денег не давать.
Если говорить конкретно, то поступили в областной центр трансферты в объеме 281,4 млн рублей. Из них львиная доля (263 млн) направляется на горячее питание в младших классах. Следующая более-менее заметная сумма (чуть более 9 млн) предназначена для переписи населения, не состоявшейся в прошлом году из-за пандемии.
Теперь где минусили. Всего город Томск лишили 196 млн с «копейками». Из них примерно 183 с половиной млн должны были пойти на реализацию регионального проекта «Цифровая образовательная среда». Еще 9 млн срезали с допобразования, 3,6 млн – с «Комфортной городской среды».
В общей сложности итог все же получается плюсовым. Трансфертов нам добавили, но не столько, сколько хотелось.
Особняком при обсуждении бюджетных дел встал вопрос, поднятый председателем комитета по спорту и молодежной политике Константином Ушаковым. По его мнению, администрация слишком медленно решает вопрос со строительством шести спортивных комплексов. Деньги в бюджете предусмотрены, но дальше никаких телодвижений не замечено. Пока пройдут торги, пока будут определены подрядчики… в итоге летние спортивные площадки мы получим к сентябрю.

Золотые этажи

Члены комитета по бюджету, экономике и собственности наиболее активно обсуждали изменения по ставкам налога на имущество физических лиц (НИФЛ).
Как объяснила Веснина, с 2020 года налог на имущество физических лиц стали считать исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Кто-то от этого выиграл, кто-то проиграл, но в отдельных случаях налог вырос в разы. Чтобы как-то уравнять всех граждан перед налоговой, но при этом не оставить пустой городскую казну, при городской думе была создана рабочая группа.
Новый порядок расчета налога предполагает самую низкую налоговую ставку 0,1% – для домов и квартир с кадастровой стоимостью до 500 тыс. рублей. Ставка 0,2% – для квартир, объектов незавершенного строительства, домов и их частей стоимостью до 5 млн рублей. И 0,3% – для квартир и домов дороже 5 млн рублей. Для комнат предложена единая ставка налога 0,1% независимо от кадастровой стоимости.
Общие налоговые вычеты для всех собственников недвижимости останутся на прежнем уровне. 10 кв. метров для комнаты или части квартиры, 20 кв. метров – для квартиры, части жилого дома и 50 кв. метров – для жилого дома. Дополнительные вычеты предусмотрены для многодетных семей.
В отношении гаражей и машино-мест количество ставок также увеличено до трех. В диапазоне кадастровой стоимости до 1 млн рублей – налоговая ставка 0,1%, от 1 до 1,5 млн рублей – 0,2% и свыше 1,5 млн рублей – 0,3%.
Все это никаких возражений у депутатов не вызвало. Вопросы были, скорее, уточняющими. Но, когда дело дошло до коммерческой недвижимости, страсти разгорелись. Первым в защиту мелких бизнесменов выступил Максим Резников. Его, как и других членов комитета, поразили суммы, которые должны будут платить владельцы (а значит, и арендаторы), – это сотни тысяч даже в заштатных районах! Даже с учетом льгот. При этом год от года платежи будут расти, доходя до полновесного масштаба через пятилетие. Пять лет пройдут незаметно, говорили депутаты, налоги вырастут, но вырастут ли так же и доходы?
– Лично я как арендатор никогда бы договор на таких условиях не подписал, – заметил Александр Цин-Дэ-Шань.
Звучали разные предложения: заморозить принятие решения до майской думы, утвердить коэффициенты на уровне ставок для некоммерческой недвижимости, создать еще одну рабочую группу… Но благоразумие восторжествовало.
– Мы не тот комитет, где руководствуются популистскими лозунгами, – заметил его глава Владимир Самокиш. – Ведь не принять понижающий коэффициент – значит обречь предпринимателей платить по полной, все 2%.
В итоге было принято компромиссное решение.
– Комитет поддержал снижение ставок в отношении комнат, квартир, домов и нежилой недвижимости. В части налогообложения имущества, используемого в коммерческих целях, развернулась дискуссия. По предложению нашей фракции понижающий коэффициент к базовой ставке 2% для коммерческой недвижимости будет снижен до 0,6 (изначально – 0,7), а максимальный прирост налогового платежа – до 10% в год (изначально – 15%). В остальном проект по НИФЛ, разработкой которого рабочая группа при комитете занималась последний год, был одобрен, выносим его на апрельскую думу, – прокомментировал решение коллег председатель комитета по бюджету, экономике и собственности Владимир Самокиш.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − восемь =