Частные извозчики для скорой помощи: за и против

скорая

Президент России Владимир Путин поручил министерствам здравоохранения и экономики до 10 июня проработать вопрос передачи частным компаниям функций по предоставлению транспортных и иных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи. Как подчеркивают специалисты, на аутсорсинг частникам предлагается передать не оказание скорой помощи в медицинском смысле (как сообщили об этом многие СМИ), а лишь содержание профильного автопарка. Впрочем, и в таком виде проект уже вызвал дискуссии.

В ряде регионов России идея уже три года обкатывается в качестве пилотного проекта. Правительство признало эксперимент успешным, так как это позволяет экономить денежные средства. Однако мнения экспертов «Томских новостей» не столь однозначны.

Деньги не главное

Олег Правдин, главврач роддома имени Н.А. Семашко, депутат Думы города Томска

– Три года назад в Томске уже планировалось реализовать пилотный проект передачи автопарка и оказания транспортных услуг скорой помощи в частные руки. Тогда появился только один желающий участвовать в конкурсе – транспортная компания из Москвы. Сначала ее руководители наобещали золотые горы, в том числе закупку новых машин. Но через какое-то время перестали выходить с нами на связь. Судя по всему, они просто потеряли интерес к проекту. Возможно, по финансовым соображениям. Других желающих возить бригады скорой помощи не было, поэтому конкурс так и не состоялся.

Тем не менее в Думе города Томска мы подробно обсуждали этот проект, и уже тогда многое было непонятно. Например, кому будут подчиняться водители – главврачу скорой или руководству своей компании? Что делать медикам, если водитель автомобиля по какой-то причине не может немедленно везти их на вызов? Зачастую в таких случаях каждая минута дорога, у врачей нет времени разбираться с водителем или его начальством из частной компании.

Каков механизм ответственности? Кто будет отвечать за то, что по вине водителей бригада не успела своевременно оказать медицинскую помощь больному, – главный врач скорой помощи или руководители транспортной компании?

Нам говорят, что аутсорсинг выгоднее. На самом деле выгода не столь очевидна, слишком много неизвестных факторов, надо внимательно все считать. Тем не менее допустим, что в результате службе скорой помощи действительно удастся сколько-то сэкономить. Но дело в том, что экономия в данном случае не может стоять на первом месте. Потому что речь идет о здоровье и жизни людей, которые невозможно измерить деньгами. И это не просто красивые слова.

Кстати, в городах, где этот проект обкатывался, столкнулись с теми же самыми проблемами. Так что я пока не стал бы проводить такие эксперименты со скорой помощью.

Мнения нет

Николай Родионов, главный врач ОГАУЗ «Станция скорой медицинской помощи»

– У меня пока нет мнения по этому поводу. Вообще никакого…

(В январе 2013 года Николай Родионов, комментируя передачу транспортной составляющей на аутсорсинг, заявил, что качество обслуживания автопарка не ухудшится. По его словам, машины и водители частной компании будут постоянно дежурить на подстанции, поэтому время прибытия бригад скорой помощи не увеличится и, возможно, даже сократится за счет новых автомобилей, которые будет обязано закупить частное предприятие. Но с тех пор прошло три года. – Прим. ред.)

Пусть лечат, а не возят

Виктор Козлов, директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области

– Насколько я знаю по опыту других регионов, когда непрофильные функции отдают на аутсорсинг профессионалам, система работает хорошо. Да и в Томске уже многие услуги (стирка, уборка, питание) выполняют сторонние организации, специализирующиеся в конкретной области. Опыт показывает, что не нужно бояться передавать профессионалам те функции, которые для медицинских организаций не являются профильными. Лечебные учреждения должны лечить, а не стирать, готовить пищу или заниматься автомобилями.

Поэтому я не вижу ничего страшного в том, чтобы другая организация оказывала транспортные услуги скорой помощи. Тогда медикам не нужно будет заботиться о том, чтобы приобретать запчасти, ремонтировать автомобили.

Что касается финансирования со стороны ОМС, то и тут никаких проблем не возникнет. Средства, которые скорая помощь сейчас тратит на содержание своего автопарка, уже заложены в тариф оказания медицинских услуг. Просто сейчас эти деньги получает станция скорой медицинской помощи, а потом, когда функции по перевозке будут переданы на аутсорсинг, они будут перечисляться на счет автотранспортного предприятия.

Для нас главное, чтобы скорая помощь качественно оказывала услуги населению. А опыт внедрения аутсорсинга как раз и показывает, что эти услуги становятся более качественными.

Дело не только в скорости

Нина Щипачева, пенсионер

– Главное, чтобы скорая помощь быстро приезжала к больным и была бесплатной для населения. Не знаю, как на это повлияет передача машин частной компании. Обычно в таких случаях бардака у нас становится еще больше, потому что начальники сразу начинают выяснять, кто из них главнее. Когда начальник один, то порядка больше.

Но беда в том, что у нас и сейчас скорая помощь вовсе не скорая. По состоянию здоровья мне часто приходится вызывать врачей – три-четыре раза в год. Только однажды за все время они приехали в течение 15 минут. Чаще всего ждать приходится примерно 30–40 минут. А два раза я ждала больше часа.

Одна знакомая врач сказала, что у них есть негласное указание: тех, кому больше 65 лет, ставить во вторую очередь. А в первую очередь ехать к более молодым. Мне трудно в такое поверить, потому что медики дают клятву Гиппократа, да и вообще это как-то чересчур утилитарно, бесчеловечно.

Но на самом деле проблема не ограничивается только скоростью прибытия машины. Вопросы возникают к самим медицинским бригадам. Не берусь судить об их профессионализме, но такое важное качество, как сочувствие к больным, у половины из них отсутствует. К счастью, не у всех, мне попадались очень хорошие и чуткие медики, но ведь все врачи должны быть такими.

Меня каждый раз шокирует то, что происходит после того, как пациентов привозят в больницу. Там приходится минимум полтора-два часа сидеть в приемном покое и ждать, пока тебя неторопливо, по очереди осматривают врачи разных специальностей. Две-три минуты обследует один врач, и минут двадцать, а то и тридцать приходится ждать другого врача. И все это происходит в общем помещении вместе с другими пациентами, в том числе мужчинами. Конечно, когда сильно что-то болит, то не до стыдливости. Да и не молодая я уже, чтобы как-то особо стесняться. Но все-таки это очень неприятно, неужели нельзя хотя бы просто разделить мужчин и женщин по разным комнатам?

Где взять спецтехнику?

Алексей Свитнев, директор транспортной компании «Абсолют»

– Мне очень сложно понять, насколько это вообще реально с точки зрения организации и экономики.

Например, откуда транспортные компании возьмут машины скорой помощи? Ведь это специализированная техника. Обычные автомобили, которые есть у нас и других автотранспортных предприятий, под них не переделаешь.

Купить? А где взять столько средств, чтобы одновременно приобрести такое количество дорогих машин? Взять кредит? Но тогда окупать придется и стоимость банковского кредита. А как это компенсировать – включать в стоимость услуг? Но тогда резко вырастет тариф. Да и в этом случае окупаемость будет очень долгой. Если, конечно, она вообще возможна.

На какой срок будет заключаться договор на оказание транспортных услуг скорой помощи: на год, на три, на пять? Не думаю, что за этот срок окупятся расходы на закупку большого количества спецавтомобилей.

Контракт наверняка будет заключаться по результатам конкурса. Следовательно, нет никаких гарантий, что в следующий раз конкурс выиграет та же самая компания. И что тогда делать с автомобилями скорой помощи? Использовать их для грузовых или пассажирских перевозок, что ли? Или сдавать в аренду? Но кому – той компании, которая выиграла конкурс? У нее наверняка будут свои машины, иначе бы она не смогла победить в конкурсе.

В любом случае это очень сложно, хлопотно и экономически рискованно. Может, подобные услуги скорой помощи могли бы оказывать крупные федеральные компании. Если такой конкурс был бы объявлен в Томске, то я в нем не стал бы участвовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × один =