Чем пахнет живопись французских импрессионистов? или Аромат впечатлений из «Особняка»

Что можно увидеть, закрыв глаза, заткнув уши и перестав дышать? Наверное, удивительную пустоту, заполняющую сознание. Но разве тогда перестанет работать воображение, а перед внутренним взором больше не будут всплывать воспоминания и пережитые впечатления? Скорее всего, нет – они станут только ярче, сильнее, богаче по ощущениям… На такие мысли наводит выставка в новом культурном центре, открывшемся 8 июля в Томске. В Центре иммерсивного искусства «Особняк» (ул. Белинского, 19) куратор выставочных проектов Алёна Шафер вместе с московской ольфакторной художницей (работающей с запахами) Еленой Макаровой представили свой первый музейный перформанс под названием «Аромат впечатлений».

Весь перформанс происходит в двух свежеотремонтированных комнатах, которые хозяева «Особняка» называют «малая гостиная» и «будуар». Две комнаты – как два отдельных микромира, каждый со своей уникальной атмосферой. Здесь представлена живопись французских импрессионистов от Делакруа до Модильяни (репродукции, конечно) в сопровождении парфюмерных ароматов. Такой немного неожиданный союз показывает, что воспринимать и ощущать искусство нам помогают не только глаза. Для этого подходят и другие инструменты – например, обоняние в паре с фантазией. Тогда можно подойти к картине и по-настоящему ощутить холод морозного дня. Или сначала впитать сложную смесь ароматов, а после закрыть глаза и представить картину или просто образы, которым соответствуют умело собранные в один букет запахи. Именно по такому принципу работает выставка «Аромат впечатлений» в Центре иммерсивного искусства.

– Я отправила Елене Макаровой фотографии картин, которые мы собрались выставлять, а она подобрала к ним запахи в соответствии с ощущениями от этих работ, – рассказывает куратор Алёна Шафер. – Но у зрителей могут родиться собственные ощущения и ассоциации от парфюмерных композиций. Искусство – это не то, что можно «закатать в банку», законсервировать и навечно оставить в неизменном состоянии. Любое произведение искусства – это прежде всего плод субъективных чувств и впечатлений не только художника, но и зрителя.

Каждая картина великих французских импрессионистов в дуэте с уникальным запахом, отдельно подобранным для конкретной картины, погружает то в атмосферу летнего сада, то переносит на берег моря, то бросает в колючий снег или дарит ощущение тепла материнской руки… Каждый запах, который сопровождает ту или иную работу художника, особенный. Он может соединять ноты озона и смолы или травы и дыма, холодного воздуха и засушенной розы…

– Чем пахнут деревянные вагоны поездов, давно отправленных в отставку в музеи железнодорожного транспорта? Старым деревом, креозотом, дымом из паровозной трубы… А чем пахнут воспоминания? Пергаментом, ладаном, лепестками засохших цветов, – рассуждает Алена Шафер. – Время придумали люди, чтобы легче ориентироваться в своей памяти. Но сколько людей, столько и персональных ощущений времени, поэтому запахи – это один из способов сохранить и материализовать конкретное время…

Если бы комнаты имели не только запах, но и настроение, то настрой «малой гостиной» в Центре иммерсивного искусства «Особняк» можно было бы описать как лёгкое веселье и наслаждение красотой. А соседняя комната, «будуар», выделялась бы эстетикой собранных в ней лиц и телесной красотой её обитателей. «Даже запахи здесь более плотные, ядрёные», – прозвучал комментарий одного из посетителей выставки «Аромат впечатлений».

В «Особняке» все художники, от Делакруа до Модильяни, получили свой запах. Теперь их живопись пахнет не маслом и пылью, а тем, что почувствуете именно вы, когда придёте на выставку. Она доступна для посещения ежедневно, с 12 до 22 часов.

Дарья РОМАКЕР

Фото: Виктория ХАДКЕВИЧ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − один =